На днях в Зеленодольском районе Татарстана образовался мощный карстовый провал, глубина которого сопоставима с высотой трехэтажного дома и составляет более 10 метров, а общая площадь – порядка 200 квадратных метров. Доцент кафедры общей геологии и гидрогеологии Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета Айрат Латыпов рассказал Центру медиакоммуникаций КФУ о причинах этого явления и спрогнозировал судьбу образовавшейся воронки.
По словам Айрата Латыпова, на данном участке, в Собакинских Ямах, которые сейчас представляют собой цепочку озер, подобные провалы случались и ранее. Правда, последний провал произошел давно – в середине XX века.
Как подчеркнул эксперт КФУ, причина карстового провала носит исключительно природный характер.
«Основная причина провала состоит в том, что довольно близко к поверхности залегают карстово неустойчивые породы – известняки, доломиты, отложения казанского яруса. Кроме того, что эти породы водорастворимые, так они еще и разбиты системой трещин. По этим трещинам с дождевыми, талыми водами с поверхности происходит постепенной вынос грунта. А вкупе с весенним периодом, когда идет снеготаяние, обильные дожди, процесс активизируется. К тому же довольно близко располагается Волга. Колебания уровня реки также сказываются на активизации процесса. Весь комплекс причин вызывает активизацию карстового процесса, – пояснил Латыпов. – Видимо, сейчас просто накопился критический объем массы грунта, под землей сформировались полости, ослабленные зоны. Тем более нынешней весной накопилось много снега, произошло насыщение грунтовой массы, она стала тяжелой, что спровоцировало провал».
Он считает, что карстовый провал в Зеленодольском районе оформлен еще не до конца.
«По краям воронки видны трещины. Она, видимо, еще вырастет. Так что процесс завершен не полностью. Сейчас стенки провала достаточно крутые и неустойчивые. На следующем этапе произойдет обрушение стенок, они станут более пологими, а воронка – более глубокой. Она скорее всего примет конусообразную форму. А будет ли на месте провала озеро или нет, зависит от проницаемости пород. Учитывая, что там глинистый разрез, скорее всего та вода, которая будет стекать с поверхности, фильтроваться, в дальнейшем образует водоем. Эта вода может высыхать, уходить через трещины и каналы, а потом вновь подниматься – по аналогии с тем, что происходит с озером Морской Глаз в Марий Эл», – считает эксперт.
По словам доцента Казанского университета, предсказать карстовые провалы вполне возможно.
«Если бы такую задачу поставили, то геолог смог бы определенным образом оконтурить опасные зоны. Другое дело, такие исследования проводятся, как правило, под объекты будущего строительства. А на этой территории Зеленодольского района никаких зданий и сооружений нет – соответственно, исследований никто не проводит, – отметил он. – Но в любом случае карсты считаются одним из самых опасных геологических процессов в силу своей непредсказуемости – на поверхности нет никаких проявлений, а потом происходит внезапный провал».
По словам Латыпова, Собакинские Ямы – карстово неустойчивая территория, где уже неоднократно случались подобные провалы. В местах предыдущих провалов образовалась цепочка озер – это карстовые воронки, которые заполнились водой. И вновь образовавшийся провал как раз ложится в цепочку этих озер. Собакинские Ямы с цепочкой карстовых озер вполне можно было бы сделать туристическим местом, считает А.Латыпов.
В целом Татарстан характеризуется довольно низкой степенью карстовой опасности, успокоил эксперт. В некоторых соседних регионах – Марий Эл, Новгородской области, Пермском крае, Башкортостане такие провалы случаются гораздо чаще, чем в Татарстане.