Новый год – важный момент единения народа, в то же время он является признаком взросления человека. Об этом Центру медиакоммуникаций КФУ рассказала ассистент кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Анастасия Маяковская.
Новый год в России в X-XV веках праздновали 1 марта, он ассоциировался с обновлением природы. В 1700 году по решению Петра I Новый год стали праздновать 1 января. В то время российские и европейские календари отличались, поэтому в России есть еще традиция отмечать старый Новый год. С приходом Советской власти и переходом на григорианский календарь в России Новый год стал отмечаться, как во всей Европе, 1 января.
«Для каждого человека новый год жизни – это его день рождения. А Новый год, как явление, – праздник символический, новый год жизни всей страны и почти всего мира. Праздник имеет более эмоционально окрашенный эффект, чем день рождения», – отмечает Анастасия Маяковская.
Новый год имеет свои ритуалы, присущие только ему определенные элементы. В России этими символами выступают оливье, мандарины, украшенные елки, подарки, шампанское, загадывание желаний. К этому списку можно добавить даже новогоднее обращение главы государства. По данным фонда «Общественное мнение», 73 процента россиян на протяжении 10 лет смотрят его новогоднее обращение. По словам эксперта, постоянно повторяющиеся ритуалы превращаются в традицию – важный элемент объединения общества.
«Новый год можно рассматривать как признак взросления человека. Для детей 3-6 лет это ожидание чуда, волшебства. Они верят, что Дед Мороз со Снегурочкой принесут подарки. Ребенок в возрасте 7-9 лет может понимать, что Дед Мороз подозрительно становится похожим на папу или соседа, а подарки под елки кладут родители. Тем самым у ребенка происходит кризис веры в какое-то чудо. Становясь взрослыми, люди понимают, что чуда как такового не существует. Поэтому всеми силами сами становятся производителями чуда: стараются создать волшебство для себя и близких», – говорит эксперт.
Кроме того, Новый год – социально сконструированная возможность вернуться в детство и забыть на определенное время исполнение своих социальных ролей, считает А.Маяковская.
«В новогоднюю ночь можно перестать быть взрослым и поверить в Деда Мороза, исполнение желаний. Не зря многие россияне под бой курантов пишут на бумаге свои пожелания, сжигают ее и пепел бросают в шампанское, хотя это инфантильный, детский поступок. Таким образом, люди хотят отбросить проблемы и социально обнулиться. По данным фонда «Общественное мнение», Новый год является рубежом в жизни для 30 процентов населения. К примеру, люди в Новый год принимают решения сменить работу, сделать предложение, попросить повышение или похудеть», – утверждает ассистент КФУ.
По данным социологических опросов, только 22 процента населения считают Новый год неважным праздником. 70 процентов, наоборот, подчеркивают его важность. Только 3 процента населения не отмечают Новый год. Эти цифры не меняются на протяжении многих лет. Но это не определенная категория людей, которая не воспринимает Новый год как праздник. Люди могут не отмечать по разным причинам: из-за отсутствия времени или совпадения рабочей смены. Причинами являются проявление субъективных и индивидуальных факторов.
«Дарение подарков – важный социальный элемент. "Подаркообмен" – возможность для людей укрепить или заново выстроить какие-то социальные связи или контакты. Не зря говорят, дорог не подарок, а внимание. По данным, около 80 процентов россиян на Новый год дарят подарки родным и близким. Данный праздник – возможность подарить подарок человеку, который не является тебе близким или знакомым. С помощью подарка (не обязательно дорогого!) человек может выстроить социальную связь, расположить другого человека к себе. Это нормальное явление. Другой человек может сделать пометку о том, что проявившего внимания коллегу, сотрудника, подчиненного в будущем можно рассматривать для повышения в работе или участия в каком-либо проекте», – говорит А.Маяковская.
Что касается Деда Мороза, то он имеет воспитательный эффект для детей. По словам эксперта КФУ, это образ такого социального контроля, который транслируется родителями. Часто мы слышим фразу родителей: «Если ты будешь себя хорошо вести, то Дедушка Мороз подарит то, что ты хочешь». Тем самым для детского сознания создается магический образ Деда Мороза – символа контроля, воспитательного элемента, помогающий и продвигающий детей; хотя бы в преддверии Нового года нужно стараться вести себя лучше, вырабатывать в своем поведении определенные навыки.
Новый год производит положительный экономический эффект. В прошлом году на празднование среднестатистический россиянин планировал потратить 19 тысяч рублей. Это на 14 процентов больше, чем годом ранее.
«Для россиян этот праздник важный, затратный, волнительный, иногда даже стрессовый, но все равно очень любимый и ожидаемый», – говорит эксперт.