Считаные дни остались до начала нового учебного года. Как новоиспеченным первокурсникам морально подготовиться к новому этапу жизни, студенчеству, – в нашем материале.
По словам доцента кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Эльвиры Гилемхановой, студенчество – это еще один большой шаг по лестнице развития. Чтобы обрести равновесие, важно знать, что изменится внутри и вокруг.
«Во-первых, это, конечно, еще один шаг к взрослости, а с каждым шагом возрастает самостоятельность и ответственность. Осматриваясь вокруг, возможно, с удивлением или радостью, а может быть, с печалью, замечаешь, что здесь нет того внешнего контроля, к которому привык человек, со стороны родителей, внимательного классного руководителя, заботливых старших братьев или сестер. И тогда нужно знать, что ближайшее окружение никуда не исчезло и всегда можно обратиться к нему за советом, помощью, равно как и записаться на консультацию к специалисту, который поможет разобраться с причиной беспокойства. Все в наших руках, бывают сложности, возникает необходимость формировать навыки самостоятельной учебной работы, но все решаемо», – уверяет педагог-психолог.
Во-вторых, важно уметь «ориентироваться на местности» – это придаст уверенности. Э.Гилемханова рекомендует нарисовать карту, отметив там все важные пункты (библиотеки, магазины, кафе), составить маршруты. Полезным будет ознакомиться с правилами, внутренним распорядком и др.
«Студенту-первокурснику будет полезно строить краткосрочные и долгосрочные планы, находить возможность быть активным и целеустремленным, мыслить позитивно, радоваться любым конструктивным изменениям в себе и вокруг», – подчеркнула она.
В-третьих, эффективным будет структурирование своего времени.
«Составление графика, выделение времени на учебу, хозяйственные дела, любимое хобби, спорт приучат бережно относиться к своему времени, ведь время – наш главный ресурс. Еще Карл Маркс отмечал, что время – это поле для развития возможностей», – отметила Гилемханова.
Необходимо помнить, с какой целью человек оказался на новой ступени, быть открытым новым знаниям, интересным людям.
«Куда направлено внимание, то и наполняет жизнь. Нельзя забывать фиксировать свои достижения», – акцентировала внимание доцент.
Отвечая на вопрос Центра медиакоммуникаций КФУ по поводу проработки страха перед встречей и общением с новыми людьми (одногруппниками), Э.Гилемханова отметила, что как правило страх перед новыми людьми или стеснительность возникает, если человек живет с установкой «всем нравиться». Тогда любое свое проявление он ставит в зависимость от чужого восприятия.
«Важно понять, что это так называемая "ограничивающая установка", всем нравиться невозможно, да и не надо, ведь все люди разные. Надо позволить себе проявиться, быть собой, выражать себя (не выходя, конечно, за границы допустимого), переключить внимание с себя на тех, кто рядом с тобой, искренне интересоваться другими, тогда можно заметить, что тебя окружают интересные, неординарные личности», – убеждена она.
Что же касается ожиданий студентов относительно преподавателей, то здесь, считает педагог-психолог, важнее определиться насчет ожиданий от себя, ведь преподаватель прежде всего нацелен на передачу знаний и опыта.
«Если человек готов быть старательным студентом, каждый преподаватель станет проводником в мир выбранной профессии. В каждом человеке есть достоинства и недостатки. И, как в притче о двух волках, олицетворяющих положительное и отрицательное, всегда побеждает тот волк, которого ты питаешь, то есть держишь в фокусе своего внимания», – подытожила она.
Нужно смотреть на мир позитивно, и тогда человек встретит ярких людей, с ним будут происходить радостные события.