В 2025 году начало уразы придется на первый весенний день, у православных Великий пост начнется 3 марта. В чем их смысл – объяснили эксперты Казанского федерального университета.
Об историческом значении и традициях священного месяца Рамазан рассказал доцент кафедры алтаистики, тюркских и центральноазиатских исследований Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Ильдар Мавляутдинов.
В мусульманской традиции летоисчисление берет свое начало от переселения мусульман из Мекки в Медину – хиджры, и носит соответствующее название. Рамазан – девятый месяц лунного календаря, он наступает после Шаабана и предшествует Шаввалю. Каждый год лунный цикл сдвигается приблизительно на десять дней. Так, в 2025 Рамазан наступит 28 февраля с заходом солнца. Первый день мусульманского поста придется на 1 марта, а последний продлится до вечера 29 марта, сообщает Духовное управление мусульман России.
«В исламе Рамазан – месяц, посвященный откровению Корана, а именно ночи аль-Кадр, которая соответствует событию, когда священная книга была передана пророку Мухаммаду архангелом Джабраилом (Гавриилом)», – пояснил ученый.
Это единственный месяц, который упоминается в Коране, что подчеркивает его значение. В священной книге говорится – «тот, кто застанет Рамазан, пусть непременно проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть выдержит пост в другие дни».
«Большое количество преданий, посвященных месяцу Рамазан, также содержится в сборниках хадисов Аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и других мухаддисов. Так, например, до наших современников дошли повествования от Пророка о достоинстве Рамазана, о том, как определить его начало и конец, его продолжительность и поклонения, характерные для этого месяца. Посланник Аллаха называет его "благословенным месяцем" и сообщает, что с наступлением Рамазана открываются врата рая, закрываются врата ада, а шайтаны сковываются в цепи, и тому, кто постится в Рамазан, в качестве награды от Аллаха будут прощены его прошлые грехи. В повествованиях также говорится, что с наступлением священного месяца в духовной жизни Посланника Аллаха происходили заметные перемены, что его щедрость достигала своего пика, особенно в те дни, в которые он встречался с архангелом Джабраилом и читал с ним Коран, и что когда наступали последние десять дней Рамазана, он проводил ночи, полностью посвящая себя поклонению, а также призывал к этому своих родных и сподвижников», – сообщил эксперт ИМОИиВ.
Таким образом, Рамазан – это один из пяти столпов ислама. Верующие начинают поститься с первыми признаками рассвета и завершают свой пост с заходом солнца. Соблюдающие его, должны воздерживаться от еды, питья и интимных отношений.
Время, когда пост прерывается, называется ифтаром – разговенье определяется заходом солнца. Соблюдение постных дней предписано всем здоровым совершеннолетним мусульманам, за исключением пожилых людей, путников, детей, больных и немощных, а также беременных и кормящих женщин.
«Помимо воздержания от пищи, Рамазан призывает к умиротворению, бескорыстию, воздержанию от пороков, клеветы, лжи, насилия и любых аморальных действий, способных осквернить высокие идеалы поста в священный месяц», – говорит Мавляутдинов.
Рамазан позволяет верующим повысить свое духовное развитие, стать более чуткими, сознательными и ответственными. Ураза имеет и социальное значение – в священный месяц принято собираться вместе, как во время молитвы, так и во время сухура (приема пищи до рассвета) и ифтара. Также считается, что пост положительно влияет как на физическое, психическое, так и на социальное здоровье людей.
Окончание Рамазана отмечается праздником Ураза-байрам, который празднуется всеми мусульманами и символизирует солидарность и мир. В этом году праздник приходится на 30 марта.
Закят – ежегодный обязательный налог в исламе, один из столпов ислама. Гораздо больше он практикуется в Рамазан. Мусульмане верят, что добрые дела приумножаются в это священное время. Закятуль-фитр (милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника) в 2025 году, как сообщает ДУМ РФ, составит 250 рублей для малоимущих, 800 рублей для людей со средним достатком, от 1300 рублей для состоятельных. Традиции Ураза-байрам также включают ярмарки, встречи с близкими, утренний праздничный намаз.
Перед наиболее значимыми праздниками верующие христиане соблюдают посты, чтобы очистить тело и душу. Согласно церковным канонам строгая диета, молитвы, прощение обид способствуют приближению человека к Богу. С 3 марта по 19 апреля продлится Великий пост. Он неразрывно связан с аскетикой и ожиданием Светлого Христова Воскресения, или Пасхи.
«Великий пост – это время, когда христианин должен максимально сфокусироваться на Христе. В течение нескольких недель, сосредоточившись и переживая вместе с церковью важные моменты и евангельскую историю, христиане постепенно устраняют из жизни все, что отвлекает. Смиряя себя и свою душу, находя больше времени для дел милосердия, любви, прощения, молитвы и богослужения, христианин все больше и больше осознает важность воскресения Иисуса Христа», – рассказывает старший преподаватель кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ, председатель отдела религиозного образования и катехизации Казанской епархии, священник Александр Данилов.
В раннехристианской церкви ко II–III веку сложилась практика соблюдения поста в пасхальную ночь как воспоминание о крестных страданиях Иисуса Христа. Примерно к III–IV веку появляются упоминания о сорокодневном посте. Практика Великого поста развивается постепенно уже к IV–V веку, и пост уже принимается повсеместно в разных частях христианской православной церкви.
«Считается, что традиция Великого поста формируется одновременно с практикой оглашения в церкви. Оглашение – это длительная подготовка к крещению и крещение людей на праздник Пасхи, и поэтому для тех, кто крестился на Пасху, также устанавливался пост, и церковь также постилась вместе с ними, чтобы поддержать их», – добавил преподаватель.
Правила и порядок Великого поста закреплены в Постной Триоди и Типиконе.
Смысл поста не сводится к физическому воздержанию, это не про диету и пищевые запреты, подчеркнул священнослужитель в беседе с Центром медиакоммуникаций КФУ.
«Если цель – не Бог, то все это бессмысленно и второстепенно, – считает он. – По-настоящему пост обретает смысл, только если ты окунаешься в евангельские события, литургическую жизнь церкви, если ты прочувствуешь тему каждой недели».
Весь Великий пост осмыслен церковью и наполнен содержанием. Например, сейчас с 23 февраля (предпоследнего воскресенья перед началом поста) идет Неделя о Страшном суде (мясопустная). В этот период христиане должны задуматься о том, какими предстанут перед Богом – что он увидит в их сердце – любовь, веру, умение прощать или, наоборот, – гордыню, злобу и ненависть, объясняет суть подготовки к посту Данилов. Мясопустная неделя завершается Прощеным воскресеньем, которое посвящено воспоминанию изгнания Адама из рая.
«Это момент, когда мы осознаем свое несовершенство, что мы действительно можем причинять другим людям боль, можем грешить против Бога, против себя, против ближних. Мы должны попросить прощения», – отметил религиовед КФУ.
Великий пост состоит из 7 недель, или седмиц, каждая из которых наполнена глубоким смыслом. А. Данилов рассказал о значении седмиц подробнее:
«Во время Недели торжества православия (с 3 по 9 марта) мы вспоминаем о восстановлении почитания икон в IX веке, когда церковь раздирали споры. Эта седмица посвящена радости, оттого что в церкви наступил мир и были защищены иконы, то есть христианин может молиться перед иконой и пользоваться ею как инструментом сосредоточения на молитве, на Боге, на святых. Дальше наступает Неделя святителя Григория Паламы (с 10 по 16 марта). Мы говорим и вспоминаем о таком моменте, как обожение – постепенное уподобление верующего человека Богу, бесконечный полет богопознания, который доступен человеку (по учению святителя Григория). Неделя Крестопоклонная (с 17 по 23 марта) посвящена воспоминаниям страдания Иисуса Христа, а также тому, что без жертвы нет любви. Невозможно любить или дружить, строить отношения, если ты не хочешь с кем-то разделить что-то. Жертва означает, что я бескорыстно хочу разделить с человеком из любви мое время, мои силы, все ресурсы, и я делаю это из любви, а не из корысти. Затем идет Неделя преподобного Иоанна Лествичника (с 24 по 30 марта) – автора знаменитой Лествицы – книги о пути постепенного восхождения человека к духовному совершенству. Опять же в этот период мы говорим о духовном возрастании, о том, что по сути следование за Христом, любовь к Богу – это не абстрактные понятия, а всегда выбор и действия человека. Неделя преподобной Марии Египетской (с 31 марта по 6 апреля) – это воплощение как раз-таки этой радикальной любви. Женщина, которая жила крайне распутно, вдруг осознает, что она ведет пагубный образ жизни. Она понимает, что не сможет сохранить верность Богу в этом обществе и убегает в пустыню. Желанию идти за Христом радикально и до самого конца, желанию сохранить ему верность и любовь, которую ты только что обрел, и посвящена пятая седмица. Далее следует – Неделя Цветоносная (с 7 по 13 апреля), соответственно, мы вспоминаем вхождение Иисуса Христа в Иерусалим. Последняя – Страстная неделя (с 14 по 20 апреля), посвященная страданиям Христа. Каждый день этой седмицы мы говорим об евангельских событиях – предательстве Иуды, Тайной вечере, аресте Иисуса Христа, суде над ним, его казни. Завершается все Великой субботой (Субботой молчания) и, наконец, разговением в воскресенье (воскресение Христа из мертвых) – на Пасху».
Порядок поста включает следующие традиции. Во-первых, верующий христианин должен ограничить себя в развлечениях, чтобы сосредоточиться на Боге. В течение 40 дней церковь призывает буквально «причинять другим добро» и вершить хорошие дела, например, можно помочь нуждающимся и больным, заняться волонтерской деятельностью. Во время поста христиане фокусируются на чтении Священного писания, молитве и духовной жизни в целом.
Питание – это важная вещь, но в христианской религии оно второстепенно. В этом смысле церковь призывает лишь к умеренности, говорит Данилов. Людям разрешается самостоятельно выбрать ту меру строгости, которая предпочтительна для их здоровья. По этому вопросу можно посоветоваться со священнослужителем.
«Войдя в литургическую жизнь церкви, сосредоточившись на своей духовной жизни и заглянув вообще в свою душу, делая добро, я действительно могу расцвести. Пост – это удивительное время, которое подготавливает сердце к самому главному празднику – Пасхе. Узнать радость Пасхи я могу, только действительно осознав свои отношения с Христом», – заключил старший преподаватель кафедры религиоведения КФУ, священник Александр Данилов.
Ранее он рассказал об истории и значении крещенских купаний.