Мошенники придумывают все новые схемы и легенды, чтобы ввести в заблуждение граждан. О том, почему люди серебряного возраста чаще попадают в ловушки к мошенникам и как помочь уберечь их от новых схем, порассуждали эксперты – доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Ильдар Абитов и преподаватель лаборатории мобильных разработок Института информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского федерального университета Рустам Фасхетдинов.
По словам психолога, представители старшего поколения оказываются под влиянием злоумышленников по целому ряду причин.
«Первая – их слабая компетентность в информационных технологиях, то есть они не привыкли к тому, что, например, можно сделать очень качественную копию документа в электронном виде, которую невозможно будет отличить от оригинала. И мошенники отправляют пожилым разные документы сотрудников полиции, службы безопасности банка и прочее. Второй важный момент – они привыкли доверять различным властным структурам, органам государственной власти и вообще тем, кто представляется в качестве ответственного лица», – пояснил Ильдар Абитов.
Мошенники пользуются и тем, что люди серебряного возраста часто являются очень ответственными, имеют развитое чувство долга, стремятся выполнить свою социальную функцию, подчеркнул доцент.
«Например, преступники представляются сотрудниками правоохранительных органов или ФСБ и заявляют о том, что расследуют какое-то важное дело. И человеку необходимо помочь поймать банду злоумышленников, для этого нужно совершить следующие действия. На этом попадаются пожилые люди, так как действительно хотят помочь и ими движет чувство долга», – указал преподаватель ИПО.
Рустам Фасхетдинов считает: нельзя пускать все на самотек и быть твердо уверенным, что такая ситуация точно обойдет нашу семью.
«Несмотря на то, что в последние пару лет отовсюду трубят про кибермошенничество, количество историй, в которых люди отдают злоумышленникам все до последней копейки, не уменьшается. По этой причине важно обсуждать с родителями эти истории, рассказывать про известные вам способы развода и подчеркивать, что представители судов, банков, государственных и силовых структур не связываются посредством аудио или видеозвонков в мессенджерах. Я бы в целом рекомендовал не отвечать на звонки с неизвестных номеров в мессенджерах. Если кто-то хочет с вами поговорить – пусть звонит на ваш мобильный номер посредством обычной сотовой связи. В дополнение все популярные мессенджеры содержат настройки приватности, в которых можно выставить опцию "не принимать аудио/видео звонки с неизвестных номеров", поэтому позаботьтесь о том, чтобы эти настройки были включены», – дал рекомендации эксперт ИТИС.
Психолог отметил, что многие взрослые допускают ошибку, не обращаясь за помощью к более молодым людям в попытке разобраться самостоятельно, но в борьбе с кибермошенничеством это скорее единственное «противоядие». Вообще, говорит Ильдар Абитов, когда поступает звонок с незнакомого номера, кем бы ни представился собеседник, нужно уведомить, что сейчас вы позовете сына или внука, кого-то более молодого и компетентного, кто сможет поговорить или изучить СМС-сообщение. А лучше не участвовать в таких разговорах и быстро класть трубку.
Преподаватель лаборатории мобильных разработок в свою очередь обратил внимание на то, что технологии развились настолько, что даже аудио- или видеосообщение не может являться гарантом истинности.
«Например, с неизвестного номера приходит аудиосообщение с голосом вашего близкого человека, который рассказывает, что попал в трудную ситуацию и ему срочно нужны деньги, поэтому нужно перевести какую-то сумму на неизвестный вам счет или номер. Не паникуйте и не спешите в этот же момент отправлять деньги. Как минимум попросите человека перезвонить вам на сотовый и убедитесь, что это именно ваш близкий и только он владеет определенной информацией. А еще лучше заранее подготовиться к подобным ситуациям и определиться с кодовыми словами или фразами, которые будете знать только вы вдвоем, – поделился IT-эксперт. – Кроме того, можно заранее позаботиться о защите от спам-звонков. Многие производители уже на уровне прошивки устройства внедряют списки подозрительных номеров. В таких случаях в настройках вашего приложения для звонков можно выставить, как устройство будет информировать пользователя. Например, можно выставить настройки так, что подозрительные звонки будут помечаться фразой "подозрение на спам", а звонки с номеров, которые попали в черный список, будут просто игнорироваться и не показываться».
Еще один фактор, который делает нас уязвимыми, – концентрация на чем-то другом, но не на телефонном разговоре с мошенником, сообщил доцент кафедры клинической психологии и психологии личности.
«Очень часто, когда поступает такой звонок, будущий потерпевший чем-то занимается, чем-то крайне увлечен, сосредоточен, например, убирается дома. И этот звонок оттягивает его внимание. Но при этом нашего когнитивного ресурса, концентрации внимания, рабочей памяти недостаточно для того, чтобы очень много разной информации удерживать. Следовательно, если поступает такой звонок, нужно отвлечься от любых своих дел и внимательно слушать, что вам говорят, чтобы понять, не мошенники ли это. Крайне часто они перегружают информацией, то есть очень много всего рассказывают, и плюс к тому апеллируют к эмоциям, например, говорят о том, что ваши близкие могут пострадать или что они в опасности. Это, кстати говоря, связано и с особенностями поведения пожилых потерпевших, так как они часто стремятся защитить, позаботиться, например, о своих детях или внуках. Ситуация вызывает сильные эмоции, что тоже мешает тому, чтобы правильно оценить происходящее», – рассказал И. Абитов.
Таким образом, если вас пытаются перегрузить информацией по телефону, не дают возможности задать вопросы, разговор вызывает у вас сильные эмоции и на другой линии твердят о том, что это последний шанс помочь близкому, то, скорее всего, это промысел злоумышленников, подытожил психолог КФУ.
Ранее эксперт Казанского университета объяснил, как обезопасить себя при покупке «вторички».
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
102