Доцент кафедры зоологии и общей биологии Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета Николай Шулаев утверждает, что насекомые нестандартной окраски – вовсе и не кузнечики, а яркий цвет не является следствием мутации или наличия особого гена.
«Это вообще саранчовые (зеленчуки). Так же, как и кузнечики, они относятся к отряду прямокрылых. Различие в том, что у кузнечиков длинные усики, а у семейства саранчовых – короткие», – прокомментировал энтомолог.
Николай Шулаев объяснил природу «розового кузнечика». Бывает фенотипическая изменчивость (на генетическом уровне), однако в данном случае ярко-розовая окраска отражает условия окружающей среды, в которых формировалась личинка, сказал он.
«Когда личинка начинает развиваться из стадии яйца, ее окраска зависит от окружающего субстрата. Если личинка развивается в травке, то она будет зеленой. Если насекомое развивается, скажем, на каком-нибудь пустыре, где проглядывается песчаная почва, то оно будет коричневым. Но бывает и так, что, например, почва глинистая, красноватая и личинки становятся красными, – рассказывает доцент ИФМиБ. – У нас такого красноватого субстрата мало, поэтому чаще мы встречаем сероватых, коричневатых или зеленых особей. Понятно, что зеленые развиваются в густой растительности. На степных участках быстро подсыхает трава, становится желтоватой, поэтому и особи – такие же светло-желтые, песочные. Там, где растительность редкая и почва коричневатая, саранчовые обретают коричневато-серый оттенок. Очень часто на полях культурных растений пшеница и рожь сначала зеленые, а потом трава становится желтоватая, как солома, – там очень часто встречаются красноватые и серые особи. Все зависит от того, где развивается личинка. Это не мутация. То же самое с богомолом – он бывает зеленый, песочный и коричневатый».
Такой эффект не распространяется на всех особей, подчеркнул Шулаев. Явление характерно для травостоя, где возникает неоднородность условий.
Эксперт отметил, что такой своеобразный механизм защиты перестает работать, как только насекомое попадает в растительность. Теперь же яркий облик становится приманкой для хищников.
«Если они остаются жить в этом субстрате, где есть, допустим, красноватая почва, разумеется, их не видно – это же механизм защиты. Когда они зелененькие, то понятно, что в растительности они незаметны. Если красная особь каким-то образом попадет в зеленую траву, ее будет лучше видно, и ее съедят, например птицы», – поделился Н. Шулаев.
Он также добавил, что саранчовые стараются жить там, где они выросли и где меньше шансов стать чьей-то легкой добычей, и если они и мигрируют, то поближе к траве – основному источнику питания.
«Между зелеными и розовыми стандартная внутривидовая конкуренция – за питание, за место обитания, у самцов – за самку», – заключил энтомолог КФУ.
Ранее Николай Шулаев рассказал, есть ли панацея от колорадского жука.