2023 год Указом Президента России объявлен Годом педагога и наставника. Миссия года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Казанский федеральный университет – это не только высшее образование и наука, это еще и воспитательное пространство. Вуз воспитывает человека с точки зрения гражданственности, нравственности, патриотизма. О том, каким образом осуществляется наставническая деятельность в Химическом институте им. А.М. Бутлерова рассказала заведующая кафедрой химического образования, почетный работник высшего профессионального образования РФ Сурия Гильманшина.
По словам Сурии Ирековны, Год педагога и наставника означает для нее дополнительную ответственность за развитие у студентов – будущих учителей химии гражданственности, патриотизма, формирование у них современных цифровых компетенций.
На кафедре химического образования Химического института КФУ для ответов на новые вызовы современности модернизирована деятельность инновационного проекта для одаренных школьников «Малый химический институт». Кроме того, произошла перезагрузка учебно-методического конкурса «Фестиваль химии», проводимого в рамках студенческого кружка с 30-летней историей, отметила собеседница.
Как пояснила Гильманшина, в вузе действует распределенная модель подготовки учителей, например, будущих учителей химии готовят в Химическом институте имени А.М. Бутлерова, а будущих учителей физики – в Институте физики.
«Такая модель позволяет использовать возможности современной лабораторной базы химического корпуса и модельных школьных кабинетов, а также строить учебный процесс, интегрируя новые цифровые и традиционные технологии обучения химии, реализовывать непрерывную педагогическую практику, начиная с первого курса, в лицеях КФУ (IT-лицее, Лицее им. Н.И. Лобачевского). И повышать мотивацию к выбору профессии учителя через активную работу с одаренными детьми – реализацию инновационных проектов "Малый химический институт", "Фестиваль химии", проведение интерактивных химических экспозиций, проекта "PROНаука в КФУ"», – перечислила она.
Как сообщила Гильманшина, кафедра ежегодно выпускает на бюджетной основе 25 бакалавров (с учетом целевого приема) по направлению «Педагогическое образование», профиль «Химическое образование» и 15 магистров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Новые подходы в преподавании химии». Кроме того, с 2022 года действует магистерская программа для иностранных студентов по направлению «Химия», профиль «Химия и методика ее преподавания». Она разработана и ориентирована на подготовку учителей химии для стран Средней Азии. В настоящее время по этой программе обучаются студенты из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении. Всего в 2023 году общий выпуск учителей химии составляет 48 человек.
Воспитательная работа для Гильманшиной – «любить Родину, людей, свою профессию, свой родной Казанский университет» и передавать эту любовь студентам – будущим учителям.
«Я горжусь выпускниками своей кафедры. Они ежегодно участвуют и побеждают в различных профессиональных конкурсах. Например, в финал зонального этапа конкурса "Учитель года" прошли две наши выпускницы: одна как учитель-предметник (химия), другая в номинации "Педагогический дебют"», – с гордостью перечислила она.
Говоря о качественных изменениях педобразования последнего времени, профессор КФУ отметила, что при активном внедрении цифровизации классические методики сохраняются.
«Современный этап педагогического образования, решая вопросы применения в обучении цифровых средств и персонализированного подхода, верен классической педагогике, где на первом месте стоит любовь к детям и внимание к их образовательным потребностям», – отметила она.
По мнению профессора КФУ, особенно остро ощущается сложность педагогического образования в современных условиях цифровизации химического образования. Учитель химии относится к профессии «человек–человек», где важны коммуникационные способности. Необходимо постоянно находить так называемую «золотую середину» в формировании у будущего учителя химии цифровых и коммуникационных компетенций, воспитании гражданственности и любви к обучающимся, убеждена она.
Свою миссию в качестве наставника Гильманшина оценивает следующим образом:
«Свое наставничество я вижу в том, чтобы помочь студентам и молодым коллегам по кафедре сформировать успешную личностную и профессиональную траекторию развития, сохранить дружный работоспособный коллектив кафедры. У меня большое желание видеть свою кафедру, созданную в 1934 году, процветающим центром подготовки профессионалов и территориальных лидеров химико-педагогического образования, востребованных в российском образовании».
Под руководством Гильманшиной защищены четыре кандидатские диссертации, 18 магистерских диссертаций по профилю «Химическое образование», 20 бакалаврских выпускных квалификационных работ. В настоящее время собеседница является научным консультантом двух докторских диссертаций, научным руководителем двух соискателей и одного аспиранта кандидатских диссертаций в Казанском федеральном университете, а также научным руководителем двух PhD-докторантов (по договору с университетом Республики Казахстан).