Мы продолжаем публиковать материалы, приуроченные к Году педагога и наставника в Российской Федерации. Среди преподавателей Казанского федерального университета немало тех, кто не только читает лекции, но и ведет большую воспитательную работу.
Дипломом победителя в номинации «Лучший преподаватель-воспитатель» на конкурсе «Студент года КФУ–2022» отмечен заведующий кафедрой минералогии и литологии Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета, доктор геолого-минералогических наук Владимир Морозов, который более 37 лет работает со студентами вуза.
В интернете мы нашли только положительные отзывы студентов разных лет о Владимире Петровиче. Многие отмечали, что его лекции интересные и понятные, что он умеет общаться с аудиторией, и что профессор В. Морозов – не только прекрасный ученый и педагог, но и замечательный, позитивный человек.
Мы поинтересовались у заслуженного геолога Республики Татарстан, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации Владимира Морозова, как ему удается находить общий язык с молодежью и что он считает главным в работе с будущими специалистами.
«Педагог обязательно должен любить свою работу и тех, кого он учит, – уверен В. Морозов. – Я с 1987 года работаю со студентами Казанского университета, можно сказать, что всю жизнь. Мне это очень нравится. Я горжусь тем, что мои ученики преподают в вузах, в том числе в КФУ, работают в крупных компаниях, пятеро из них под моим руководством защитили кандидатские диссертации».
Несмотря на активную научную и преподавательскую деятельность, заведующий кафедрой находит время для того, чтобы вести занятия студенческого научного кружка «Литологический».
«Этот кружок мы организовали при кафедре минералогии и литологии около четырех лет назад. Здесь студенты ИГиНГТ получают более углубленные знания в области литологии нефтегазоносных толщ. Я сам читаю им лекции. Кружковцы занимаются проектной деятельностью. У нас довольно много каменного материала, керна из скважин, мы его изучаем и разрабатываем рекомендации, необходимые для освоения нефтяных месторождений, – рассказывает геолог. – Кроме того, наши студенты обучают нейросеть описывать шельфы различных горных пород. Разработанный нами программный продукт уже запатентован».
По словам доктора наук, в начале учебного года в кружок записываются много студентов, но потом часть их отсеивается, и остаются только те, кто действительно хочет заниматься наукой.
«В общении с современной молодежью есть свои трудности, – признается педагог. – Если мы, когда были молодыми, часто работали "за идею", то современные студенты хотят получать за свой труд материальное вознаграждение».
Профессия геолога, считает профессор Морозов, не лишена романтики. Будущих геологов отличает от студентов других институтов то, что они умеют преодолевать бытовые трудности. Во время прохождения практики они живут в палатках, сами себе готовят. Это закаляет характер.
«Самое главное для меня – привить студентам любовь к науке геологии и желание работать по профессии», – резюмировал Владимир Петрович.
В числе дисциплин, которые преподает профессор, – «Геология нефтяных и газовых месторождений», «Литология», «Лабораторные методы исследования руд» и др.