Региональная политика в области образования складывается из концепции единого образовательного пространства России. Дискуссия началась с тезиса о том, что мир меняется, и если сегодня не изменить себя, то следующие поколения уже не смогут создавать и будут только потреблять. Собственно необходимость обсудить проблему и стала причиной организации первого международного форума "Образование России". Об этом в своём приветственном слове говорил Президент Республики.
Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов: "Мы давно обсуждали необходимость создания в республике международной площадки для обмена опытом и привлечения экспертов. Надеюсь, эта площадка станет ежегодной".
Татарстану есть что рассказать и показать - в республике построено 35 школ и 196 детских садов, 780 образовательных организаций охвачено ремонтом. Вместе с тем это лишь один аспект. Помимо зданий не менее важным является вопрос наполнения знаниями, образовательными технологиями.
Подход, который предполагал получение большого массива знаний во многих областях, в своё время дал возможность России сделать большой рывок вперёд. Однако необходимо помнить о том, что скорость технического прогресса растёт.
Возьмём простой пример: для того, чтобы телефон стал достоянием 50 миллиона человек, необходимо 75 лет. Телевидение завоевало ту же аудиторию за 25 лет. Современные технологии, игры, программы, новые гаджеты охватывают те же 50 миллионов человек за считанные дни. С такой скоростью обновления информации и технологий научить детей всему в рамках школьной программы или в университете становится невозможно.
Концепция нового времени предполагает знакомство подрастающего поколения с методами быстрого обучения и воспитание у них любви к саморазвитию.
Ответ на этот вызов современности нашли в Казанском университете. С момента своего формирования в виде федерального, здесь планомерно реализуется концепция, которая недавно получила название «Университет 3.0». Если ранее университеты были местом концентрации науки и образования, то для КФУ добавляется ещё третья составляющая - трансфер технологий.
Обсуждая проблему, модератор обсуждения, главный редактор "Учительской газеты", попытался определить, какова изменяющаяся роль университетов в формировании востребованных компетенций, каков вклад университета в развитие страны, региона и его жителей. Разумеется, за ответом обратились к ректору КФУ Ильшату Рафкатовичу Гафурову.
"Вопрос и простой и сложный одновременно. Университет - это одна из самых долгоживущих организаций. Нам уже более 200 лет. Скажите, сколько существует компаний с такой же историей? Это происходит потому, что университеты всегда были востребованы, в разные времена по-разному. Мы сегодня уже говорили о человеческом капитале. Начинается все в школе, но продолжается в университете", - выразил своё мнение ректор КФУ, председатель Совета ректоров РТ.
Ильшат Рафкатович раскрыл перед участниками форума концепцию университета, направленную на разработку собственных технологий и их продвижение в промышленность. Университет сегодня начинает генерировать новые технологии. И это востребовано. КФУ за счёт этого направления деятельности зарабатывает треть бюджета. Цель - обеспечить собственными средствами текущие расходы, а государственные вложения использовать как инструмент развития.
"Это позволяет привлекать сегодня в университеты еще больше человеческого капитала, финансовых ресурсов через кооперацию с бизнес-структурами и участие в различных грантовых программах. Университеты сейчас зарабатывают на этом и, соответственно, имеют возможность развиваться дальше", - пояснил Ильшат Рафкатович Гафуров.
Вместе с тем университеты всегда выполняли важнейшую социальную миссию культурно-просветительских очагов на локальном и на общегосударственном уровне. И эту задачу с университетов по сей день никто не снимал.
Применительно к Казанскому федеральному университету, это его становление как мирового мультикультурного и мультилингвального научно-образовательного центра подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, в широком смысле этого слова, для всех уровней образования, так называемых «учителей будущего», а также обеспечения их поддержки и профессионального сопровождения в течение всей карьеры.
Ключевыми моментами новых образовательных программ КФУ являются их направленность, прежде всего, на трудоустройство выпускников, тщательный отбор и работа с талантливыми абитуриентами, органичное сочетание фундаментальной подготовки и мультидисциплинарности (soft skills), практико-ориентированность.
Подобный подход позволяет нам приступить к реализации амбициозной задачи «персонализированного» обучения. Достичь успеха в данном направлении можно только на основе широкого использования цифровых методов передачи знаний. КФУ, кстати, является единственным университетом среди участников программы 5-100, где сформирована стратегическая академическая единица «Учитель XXI века», целиком направленная на разработку и внедрение новых нетрадиционных подходов к подготовке педагогических кадров. На практике действует тот же самый принцип, что и при трансфере технологий в промышленные предприятия. То есть, в реализацию проекта вовлечены все структурные подразделения университета, включая 4 центра превосходства, 2 центра коллективного пользования и 3 собственные трансляционные площадки: 2 лицея и центр повышения квалификации учителей с ежегодным охватом более 7 тысяч человек. Осуществленная на первом этапе проекта трансформация подготовки школьных учителей и обучения талантливых детей выступает в дальнейшем драйвером модернизации всего образовательного процесса в КФУ.
Если же говорить о востребованности университета, оценке его уровня, то красноречивее всего об этом говорят показатели международных рейтингов, способствующие его узнаваемости и, как следствие, количество иностранных студентов, которые поступают к нам, как известно, вне квот государственных грантов и «голосуют» денежными знаками своих стран. Так вот, за шесть лет число иностранцев в КФУ выросло более чем в 8 раз, с пяти сотен до четырёх с лишним тысяч. Если же говорить об иногородних соотечественниках, то география их представительства охватывает почти все регионы России.
Форум "Образование России" продлится в Казани до завтра. На более чем 30 секциях продолжат обсуждение вызовов современного общества и того, как система образования может на них ответить.