Сегодня, 8 ноября, в Челябинске стартовал XIV Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, в рамках которого проходит и съезд руководителей ведущих университетов, а также министров образования и науки двух стран – Ольга Юрьевна Васильева и Ерлан Кенжегалиевич Сагадиев. Главная тема обоих форумов – «Развитие человеческого капитала».
Российские и казахстанские вузы, развивая кооперацию и открывая новые форматы сотрудничества в соответствии с новыми форматами своей работы, несмотря на различные пути развития, сегодня приходят к единому знаменателю: будущее высшего образования, науки и высокотехнологичного бизнеса – в молодых компетентных кадрах. Таким образом, основным ориентиром становится поддержка молодых талантов, способных открыть новые горизонты. Площадка форума стала прекрасной возможностью для обмена опытом в том, какие подходы реализуются в тех или иных структурах для достижения этой цели.
Казанский федеральный университет на диалоговой площадке представил лично ректор Ильшат Рафкатович Гафуров. На открытии форума, которое прошло на базе Южно-Уральского государственного университета, он выступил с докладом, в котором рассказал о ключевой роли образования в повышении конкурентоспособности человеческого капитала. Прежде всего, ректор КФУ заявил о неоспоримо ключевой роли вузов и академической среды как таковой в деле формирования интеллектуального потенциала. Однако для успешного движения этого процесса, по его мнению, университеты сегодня должны трансформироваться таким образом, чтобы создавать позитивную экосистему с развитыми научными школами, интернационализированными актуальными исследованиями, включенностью в мировые образовательные программы и крепкими связями с бизнес-сообществом. Таким образом, залог успеха – это достижение максимальной эффективности, а следом и востребованности образования и науки у «конечного потребителя»: успешное трудоустройство выпускников, трансляция инноваций в сферы практического применения, а значит, привлечение инвестиций и повышение престижа получаемых в стенах университета профессий и образовательных программ.
Ильшат Рафкатович подчеркнул, что такие ориентиры сегодня стоят перед всеми субъектами российского высшего образования и активно поддерживаются государством в рамках различных проектов, от Программы 5-100 до стратегии экспорта российского образования. Однако большая работа ведется и в самих вузах: например, КФУ с приобретением в 2010 году статуса федерального университета сформулировал приоритетные направления развития, благодаря чему производимые трансформации удалось сконцентрировать с максимальной пользой. Так вуз добился реализации концепции «Университета 3.0», когда к образовательной и научной компоненте активно присоединяется работа по трансферу технологий. Укрепляя связи с экономикой, университет получает возможность получать отклик от потребителя своих разработок, то есть актуализировать их и решать реально стоящие в тех или иных областях практические проблемы. В свою очередь, это дает возможность проводить новые актуальные исследования. О продуктивной работы такой модели свидетельствует позитивная динамика присутствия КФУ в мировых рейтингах – QS и THE, где университет ежегодно показывает рост на 60-80 позиций. Напомним, что на 2017 год КФУ находится в группе 441-450 по версии глобального рейтинга QS и в категории 401-500 в мировом рейтинге THE.
Пример роста КФУ в мировом образовательном пространстве за последние годы может рассматриваться как некий успешный «кейс»:
«Это, конечно, не первая сотня. Но, замечу, это топ 1% вузов мира», - подчеркнул Ильшат Рафкатович Гафуров.
При этом он добавил, что работу Казанский университет останавливать не намерен. Мировые рейтинги – не самоцель, но участие в них помогает решить сразу две задачи – это и получение внешней оценки проделываемой работы, и эффективный инструмент для того, чтобы «заявить о себе» в мире. Дальнейшие планы – переход к концепции «Университета 4.0» – во многом завязаны именно на интернационализации и глобализации. Основным механизмом ее реализации является использование всех преимуществ искусственного интеллекта, которое даст, в недалёкой перспективе, синергетический эффект во всех областях деятельности университета, а самое главное – повысит его открытость и создаст благоприятную среду для индивидуального развития каждого участника интеллектуальной экосистемы. Таким образом, через укрепление внешних связей, в том числе, лежит путь к полноценному раскрытию потенциала человеческого капитала.
«Сегодня КФУ может по праву считаться мостом дружбы и взаимопонимания между народами разных стран. Этому способствует создание на его базе международных научно-образовательных и культурных центров целого ряда государств. Разумеется, у Казанского университета традиционно самые тесные связи с Казахстаном. Это касается и академической мобильности, и научных исследований, и интеграции с промышленными компаниями», - добавил ректор.
Конечно, не обошел вниманием ректор и вклад развиваемых направлений сотрудничества с вузами Казахстана в процесс становления концепции поддержки и развития человеческого потенциала. КФУ реализует партнерские двусторонние образовательные программы, участвует в совместных исследовательских проектах, вместе с партнерами выходит на кооперацию с казахстанскими предприятиями. Такое взаимопонимание позволяет ставить общие цели - накопление и развитие уникального человеческого капитала, критической массы лидеров изменений в образовательном пространстве.
«С каждым годом мы становимся все более молодыми и интернациональными, в чём видим крепкую гарантию дальнейшего динамичного развития», - заключил ректор.
Добавим, что в программе форума также запланировано подписание около 50 меморандумов между вузами России и Казахстана, а также экскурсии по Южно-Уральскому государственному университету. Тезисы, выработанные в рамках Форума ректоров вузов России и Казахстана также станут материалом для дальнейшей проработки направлений сотрудничества двух стран по итогам XIV Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.