VII Международный форум по педагогическому образованию «Педагогическое образование: Новые вызовы и цели» начал свою работу сегодня на базе Казанского федерального университета.
На пленарном заседании форума с докладом «Исследовательские университеты в системе педагогического образования России» выступил ректор КФУ Ильшат Гафуров.
Он особо подчеркнул роль педагогического направления в повышении качества образовательных систем, отметив, что именно этот сегмент находился в последние годы в фокусе образовательной политики многих стран мира.
«На педагогическое образование возлагается особая ответственность, так как его основной задачей является подготовка нового поколения учителей, способных работать в условиях современных вызовов, быстро и адекватно реагировать на любые риски и внешние воздействия. Это требует не только кардинальной трансформации технологий и коммуникации в процессе обучения, формирования нового понимания безопасной среды, но и серьёзного обновления философии и теории образования», - сказал ректор КФУ, добавив, что это неизбежно повлечёт за собой появление новых или модернизацию существующих образовательных концепций, а также моделей и технологий подготовки учителей.
В своем выступлении Ильшат Гафуров привел в пример опыт ведущих стран мира, которые стали еще больше ориентироваться на развитие сбалансированных и устойчивых образовательных систем, способных быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
«Казанский университет положил именно эти идеи в основу своей новой концепции развития педагогического образования в рамках стартующей в 2021 году государственной программы «Приоритет 2030», - сообщил ректор. - Её основная цель – создание модели исследовательски-ориентированной подготовки учителей».
Он напомнил, что университет обладает мощным потенциалом для достижения этой цели, сформировавшись в качестве исследовательского центра в области образования и являющегося на сегодняшний день единственным высшим учебным заведением в России с массовой подготовкой учителей, не просто представленным в ведущих мировых рейтингах, но и входящим в ТОР-100 лучших университетов мира в предметной области «Образование».
Особого внимания, по словам ректора, заслуживает инфраструктура педагогического образования КФУ, которая была создана за последние годы.
«По сути, сейчас это полный насыщенный цикл, который обслуживает процесс подготовки учителя. Наряду с решением образовательных задач, объекты инфраструктуры представляют собой полноценные научно-экспериментальные площадки для исследовательской работы, что позволило нам максимально приблизить научную деятельность к образовательной практике, сконцентрироваться на исследовании актуальных проблем школьного и вузовского образования», - пояснил Гафуров.
Также он отдельно затронул тему междисциплинарного подхода, способствующего повышению эффективности, актуальности и значимости исследований в области образования.
«На основе достигнутых результатов мы переходим к новому этапу в организации научной деятельности в рамках Программы «Приоритет 2030». Сегодня мы ставим задачу вовлечь в полноценную исследовательскую работу в сфере образования бόльшее число педагогов и психологов, а также представителей других наук. Уже сейчас достигнуто взаимопонимание и с рядом международных научных ассоциаций, которые поддержат нас своими ресурсами. Это система будет работать по принципу ResearchGate, но применительно к проблемам подготовки учителей, и позволит сплотить учёных не только российских, но и зарубежных университетов в едином научно-педагогическом пространстве»
Завершая свое выступление, Ильшат Гафуров заявил, что университет твёрдо намерен и дальше развивать модернизационные процессы по расширению университетской модели подготовки учителей.