Ежегодное общее собрание членов Российской академии образования (высший орган управления РАО) состоялось сегодня, 27 февраля, в Москве. Поводом для встречи стал отчет о проделанной ведомством работе в 2018 году, а также оглашение стратегии на ближайшее будущее и избрание новых членов РАО. Среди кандидатов был заявлен ректор КФУ, профессор Ильшат Рафкатович Гафуров. Напомним, в 2016 году за достижения в области образования он был введен в состав академии в качестве члена-корреспондента.
---
Российская академия образования – научно-исследовательское учреждение, созданное в 1943 году как Академия педагогических наук РСФСР и позже преобразованное в Академию педагогических наук СССР. Современное название и структуру академия получила в 1992 году. В настоящее время организация ведет исследования и разработку научных основ образования в Российской Федерации с учётом социально-экономических изменений в обществе, культурных традиций народов России и зарубежного опыта. Координирует апробацию образовательных технологий, средств и форм организации обучения и воспитания, а также ведет исследования в интересах повышения педагогической культуры российского общества. Академия образования оказывает научно-методическую помощь учебным заведениям и органам управления образованием в совершенствовании системы подготовки педагогов и преподавателей общеобразовательных, профессиональных и высших образовательных учреждений, в подготовке и повышении квалификации научных и научно-педагогических работников. Особое направление — обобщение и распространение исторического и современного опыта развития образования и педагогической теории.
---
Стратегические планы, направленные на развития отечественной науки и образования, реализуемые в Казанском университете под руководством Ильшата Рафкатовича Гафурова, демонстрируют нацеленность на сохранение лучших традиций и претендуют на лидерские позиции самого КФУ и его педагогического направления в рамках международной конкуренции.
Сегодня в структуре Казанского федерального университета 14 институтов, 1 факультет и 2 высшие школы, объединенных в три основных образовательных блока: физико-математическое, естественнонаучное и социально-гуманитарное направления. В КФУ функционируют два филиала в крупных городах Республики Татарстан - Набережных Челнах и Елабуге, два специализированных лицея для талантливых школьников и собственная крупная университетская медицинская клиника на 870 стационарных койко-мест с прикрепленным контингентом населения более 40 тысяч человек.
В настоящее время в стенах Казанского университета обучаются более 47 тысяч студентов и аспирантов, причем 7 155 - иностранные студенты из 98 стран мира, работает более 10 тысяч сотрудников.
В сентябре 2017 года КФУ стал частью приоритетного федерального проекта по экспорту российского образования, а в декабре 2017 года в ходе межвузовского форуму «Опорные университеты-драйверы развития регионов» КФУ попал в число победителей конкурсного отбора университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов в рамках приоритетного проекта Правительства РФ «Вузы как центры пространства создания инноваций».
В Казанском университете создана система сквозного предпринимательского образования, которая позволяет обеспечить стопроцентный охват всего контингента обучающихся дисциплинами в области предпринимательства, в том числе в сфере высоких технологий. Программа разработана и сертифицирована Российской венчурной компанией и учитывает специфику образовательного профиля обучающегося. Таким образом, обучение предпринимательству проходит на основе отраслевых и адаптированных к реальности кейсов. В качестве дипломных работ к защите представляются уже готовые бизнес-проекты.
Именно усилия, направленные на обучение школьников, студентов и слушателей курсов повышения квалификации компетенциям в области предпринимательской деятельности, навыкам монетизации собственных преимуществ и постоянного стремления к совершенствованию, легли в основу заявки ректора КФУ Ильшата Рафкатовича Гафурова на включение в состав РАО в качестве действительного члена.
В основу предложенной им системы непрерывного образования КФУ заложена концепция объединения всех направлений в рамках проекта «Университет 4.0». Если говорить о педагогическом направлении, то, работая сразу в двух системах подготовки педагогических кадров - классической и распределённой (когда учителя предметники проходят подготовку в профильных институтах), КФУ удалось добиться непрерывного развития компетенций на всех уровнях образования. Все, что знают и умеют ученые университета, транслируется в практику школ Татарстана, находящихся под патронажем КФУ. Внедряются передовые педагогические методики. Более того, большое количество абитуриентов этих школ ежегодно выбирают КФУ, а в стенах университета проходят переподготовку более семи тысяч учителей из республики и других регионов РФ.
Одной из важнейших задач непрерывного образования является развитие у учащихся предпринимательских компетенций, которые помогут им работать в жесткой конкурентной среде. Вне зависимости от уровня и направления подготовки, все студенты университета обучаются коммерциализации своих проектов и разработок.
Сегодня и сам университет находится на этом эволюционном пути. В бюджет вуза, а это более чем 10 миллиардов рублей, большая часть финансовых средств приходит из научных исследований и реализации образовательных программ. Динамика этих цифр из года в год демонстрирует востребованность как результатов исследований, так и образовательных программ университета.
Избрание ректора в состав действительных членов Российской академии образования - еще один шаг на пути к масштабированию опыта и еще большей кооперации КФУ с институтами РАО в вопросе повышения качества отечественного образования и развития страны в целом.