Особым гостем на встрече стал ректор Высшей школы экономики Ярослав Иванович Кузьминов. Открывая внеочередное заседание Совета ректоров вузов РТ, его председатель, ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров поблагодарил всех за оперативную реакцию на приглашение и объяснил, чем вызвана такая срочность.
«Практически все из присутствующих были на встрече с Президентом. У нас сегодня две темы для обсуждения. Первая сформулирована по результатам обсуждения Стратегии-2030, поскольку основной аспект, озвученный сегодня, - это развитие образования и науки. Со вторым вопросом вас ознакомит ректор Высшей школы экономики», - сказал Ильшат Рафкатович.
Прежде всего, речь зашла о механизмах повышения качества образования и научных исследований с учетом современных тенденций и вызовов в разрезе выводов экспертов Высшей школы экономики.
«Мы обязательно поговорим о том, как развивается высшая школа в Татарстане. Татарстан устойчиво входит в четвёрку лучших регионов, и это, на самом деле, очень большое достижение, которое будет сказываться все с возрастающей силой в ближайшее десятилетие. Однако нужно учитывать, что пока наш основной потенциал роста возникает за счет массовых производств. Сегодня это уходит. В мире уходит, не только у нас. Основная активность перемещается в другие сектора экономики», - отметил Ярослав Иванович Кузьминов.
Так, производство как таковое переходит в креативный сектор, причем не только для производителя, но и для потребителя. Большое значение придается маркетингу и так называемому креативному потреблению. В России, по разным подсчетам, до 3 млн человек таких потребителей. Главной проблемой Ярослав Иванович называет неспособность таких людей «предложить» и защитить себя на рынке труда. Сектора будущей экономики сформируют именно эти люди, считает эксперт, а значит, ключ к успеху заключается в коммуникационной и креативной отрасли. Еще один перспективный сектор – это цифровые технологии. При этом во всех трех направлениях сейчас найти профессионала высокого уровня достаточно трудно.
«Еще одна наша проблема – это отсутствие прикладного бакалавриата. У нас не умеют работать руками. Еще со времен Советского Союза укоренилось мнение, что «если будешь плохо учиться, то пойдешь в ПТУ». Сейчас этот тренд сохраняется. Человек в этой отрасли должен быть хорошо социализирован и уметь работать. Туда не должны идти по принципу «если никуда не взяли». Замкнутый круг получается», - отметил ректор Высшей школы экономики.
В качестве решения проблем была озвучена необходимость оцифровывать образование. Речь идет не только о видео-лекциях: теперь дело за симуляторами, на которых будущий специалист сможет оттачивать практические навыки. По аналогии с авиасимуляторами для подготовки пилотов, или по примеру цифровых симуляторов для подготовки хирургов, разрабатываемых на базе Казанского федерального университета, такие системы должны появиться для каждого перспективного направления подготовки кадров.
Таким образом, спикер в своем докладе высказал свое мнение о необходимости изменения системы аккредитации и создания единой системы деления вузов на категории в новом формате. Пока среди ректоров вузов нередко встречается точка зрения, что существующая система госаккредитации носит «карательный» характер и работает исключительно по формальным признакам – например, неправильный угол наклона пандуса у входа в общежитие, отсутствие телефона сотрудника по АХЧ на сайте вуза и другие мелкие нарушения часто перевешивают в глазах надзорных органов достижения вузов в науке и образовании. При этом неясно, как итоговая оценка отражает качество диплома выпускника.
По мнению эксперта, формальные признаки нужно заменить набором показателей, собираемых министерством: публикации, средний заработок преподавателей, средний балл ЕГЭ абитуриентов вуза. Все они должны быть аппретируемыми, а внимание уделяться, в первую очередь, содержанию учебных программ. Что касается формальных данных, то они должны быть представлены на сайте, чтобы проверяющие органы смогли их использовать в любой момент, однако учитываться отдельно от функциональных данных.
Ректоры вузов РТ согласились с необходимостью повышать уровень подготовки и научных исследований. Вместе с тем, было высказано опасение, что предлагаемая система приведет к концентрации более высокоуровневых программ подготовки исключительно в ведущих, «столичных» вузах. В частности, регионы могут остаться без собственной аспирантуры, что затормозит возможность развивать науку, нужную именно здесь и сейчас, на конкретной территории. То же касается и разработки образовательных программ: очевидно, что подготовить лучшие учебные курсы смогут лишь ведущие ученые и преподаватели, занятые актуальными исследованиями. И уровня заработных плат: наука предполагает разработки, а значит, гранты, заказы и дотации; концентрация же в регионах исключительно прикладной подготовки на уровне бакалавриата «отрежет» местные вузы от этого источника дохода.
По итогу встречи опасения ректоров вузов РТ были озвучены Ярославу Ивановичу Кузьминову как основному инициатору изменения системы аккредитации и лицензирования университетов в России. На это гость заверил, что все предложения будут учтены при формировании окончательного решения. Более того, в результате дискуссии были сформулированы новые идеи. Как говорили участники встречи, всегда лучше обсудить все лично, чем узнавать со страниц информационных ресурсов.
В завершении визита ректора ВШЭ Ильшат Рафкатович Гафуров ознакомил гостя с возможностями Химического института КФУ и приоритетными направлениями, разрабатываемыми в рамках кооперации с крупными компаниями. В частности, Ярослав Иванович смог увидеть последние достижения в области подземной переработки нефти и познакомиться с кадровым составом лабораторий.