Сотрудники ведущих лабораторий Института информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского федерального университета и директор института Михаил Абрамский выступили на международном форуме Kazan Digital Week-2021.
В работе секции форума «EdTech для всех. IT-образование как драйвер развития региона» принял участие директор ИТИС Михаил Абрамский. Он рассказал о современных студентах и опыте института в подготовке IT-кадров.
«Раньше мы говорили, что поступление студента в университет – это его обязательства, его престиж. Сейчас университет, даже если это и классический вуз, – сервис для студента. Наши студенты желают вариативности в образовании. Раньше любой университет мог диктовать студентам, что правильно, а что нет. Сейчас студенты и абитуриенты сами источники знаний; знают, как им лучше учиться, кем лучше работать и что такое рынок», – отметил директор института.
IT-сфера меняется стремительно. Даже термины обретают новый смысл. К примеру, если в 2000-е годы фраза «установить приложение» подразумевала установочный диск и файл setap.exe, то сейчас она подразумевает мобильное приложение на платформах AppStore, PlayMarket. После увеличения потребности в IT-кадрах необходимы были новые решения.
В 2011 году в КФУ открылась Высшая школа ИТИС (ныне – Институт ИТИС) при поддержке Министерства информатизации и связи РТ (ныне – Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ) и IT-парка. Институт дал возможность компаниям заходить на территорию КФУ и готовить специалистов.
«Сейчас в рамках республиканского проекта "Цифровая экономика" реализуется грантовая программа. Обучение лучших студентов-контрактников оплачивает Минцифры РТ. Такой грант до 2014 года был единственной формой бесплатного обучения в ИТИС. Всего одно условие: выпускник должен отработать 3-4 года в любой компании Татарстана и получать там "белую" зарплату. Теперь уже компании понимают: есть студенты, желающие прийти к ним на работу, поэтому республика поддерживает такое начинание. Мы открыты для предложений», – подчеркнул директор института.
М. Абрамский считает, что необходимо формировать «массовую уникальность», а не называть тех или иных IT-специалистов одним словом – «айтишники». В Институте ИТИС такая модель реализуется следующим образом: 60% программы – стандартный набор университетских дисциплин, а 40 процентов – развитие по профильной тематике, элективные курсы, большая часть которых реализуется с компаниями-партнерами. Студенты за время обучения выбирают минимум 11 элективов. Кроме того, открывается формат виртуальных лабораторий, они заменяют собой кафедральное обучение.
«Студенты начиная со 2-го курса изучают базовый набор предметов, элективы, проектную работу в лабораториях. Вариативность образования на этом не заканчивается. Мы несколько лет реализуем выбор языка программирования для обучения на первом курсе по информатике. У нас второй год подряд предложены три языка: Java, C# и Python», – объяснил М. Абрамский.
Директор ИТИС рассказал и о проекте «Трансформация образовательной среды КФУ».
«Начиная с этого года мы пересмотрели некоторые дисциплины (правоведение, философия и др.) и запустили проект "Трансформация образовательной среды КФУ". В рамках него эти дисциплины направлены на формирование некоторых универсальных компетенций, для того чтобы студент на выходе из университета становился работающим и востребованным специалистом. Такие дисциплины, как экономика, право, информационные технологии, также заменили на курсы по выбору, по которым формируются межинститутские группы. Наш студент привыкает выбирать. Мы стараемся дать ему все больше осмысленности для понимания того, что вуз не только место, где даются знания, а также и компетенции, позволяющие искать желаемую профессию», – подытожил он.
Эксперты этой площадки, среди которых также были представители Минцифры РТ, GeekBrains, Университета Иннополис и Skillbox, пришли к выводу: IT-образование необходимо еще больше популяризировать, для того чтобы студенты доучивались, несмотря на поступающие предложения о работе.
С докладом на тему «Моделирование в GAZEBO системы доставки для "умной" больницы» выступил старший преподаватель кафедры интеллектуальной робототехники Института ИТИС Роман Лавренов.
«Мобильные наземные роботы выполняют задачи по транспортировке между несколькими станциями, расположенными в разных помещениях. При этом во время навигации в среде присутствуют движущиеся объекты: люди и другие роботы. Роботы оснащены датчиком расстояния (лазерный дальномер), по показателям которого обнаруживаются объекты и локализуется умная машина. Конкретному роботу можно назначать задачи для выполнения через централизованный интерфейс. В зависимости от типа задачи, умная машина автономно направляется на станцию, связанную с задачей в здании. Мы разработали концепцию определения возможного поведения робота как конечного набора состояний с определенными переходами. Для тестирования этой системы была разработана тестовая больничная среда в симуляторе Gazebo», – рассказал Р. Лавренов в режиме «онлайн».
Преподаватель КФУ подчеркнул, что данную разработку нельзя считать бюджетной. В то же время преимущества от возможного внедрения в действующие больницы огромны. Это поможет избавить сотрудников больниц от трудозатрат и исключить в некоторых процессах тот самый человеческий фактор.
В форуме также принимают участие студенты института. Они посещают секции, круглые столы и выставку IT-достижений. Обучающиеся уже познакомились с удаленным медосмотром, разработкой компании «Амотел24», новой пропускной системой от компании Huawei, электрокаром от производственного объединения «Зарница».
На выставке также был установлен стенд «ПАК интеллектуальная система изотерапии в дополненной реальности», где магистранты презентовали продукт Color Effect – арт-терапия в дополненной реальности через обучение смешиванию цветов. Отметим, этот проект был представлен в одноименном хакатоне «Цифровая арт-терапия».