Один за другим на полуострове Камчатке активизировались несколько вулканов, их «разбудило», как сообщается на сайте Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН, мощное землетрясение, произошедшее в Камчатском крае на прошлой неделе.
Извергаются семь вулканов: Авачинский, Ключевской, Безымянный, Камбальный, Мутновский, Карымский и Крашенинникова, «спавший» с ХV века.
Чем грозит такая вулканическая активность и почему до сих пор ученые не могут точно предсказывать время и мощность извержений, объяснил заведующий кафедрой региональной геологии и полезных ископаемых Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета Рафаэль Сунгатуллин. Он также рассказал, какую роль вулканы играют в создании «каменной летописи» планеты.
«Камчатка является самым вулканически активным регионом России и расположена в северо-западной части Тихоокеанского огненного кольца. Вулканы полуострова связаны с Тихоокеанским вулканическим поясом островодужного типа. В него, кроме Камчатки, входят Курилы, Японские и Алеутские острова, Филиппины, – пояснил геолог. – В зоне субдукции – месте, где океаническая (Тихоокеанская) литосферная плита погружается («ныряет») под континентальную (Евроазиатскую), постоянно формируются очаги магмы, которая способна подниматься к поверхности Земли и извергаться из жерла вулкана в виде излияний или выбросов пепла и каменного материала».
Ученый добавил, что пеплопады, достигающие нескольких километров в высоту, представляют опасность для самолетов.
«Пепловые частицы могут попасть в двигатель самолета», – уточнил Р. Сунгатуллин.
Вместе с тем, по словам заведующего кафедрой, вулканический пепел служит хорошим удобрением, насыщая почву ценными химическими элементами.
«В восточной части Камчатки расположено около 30 действующих вулканов, на каждый из которых обычно приходится 2–5 извержений в год. Вулканы полуострова детально изучаются вулканологами и геологами и привлекают на Камчатку достаточно большое количество туристов», – отметил он.
Доктор геолого-минералогических наук напомнил, что Ключевская Сопка – самый высокий действующий вулкан Евразии. Его высота составляет около 4750 метров.
«В отличие от сейсмологов, которые занимаются изучением землетрясений и пока не могут предсказывать их, вулканологи способны прогнозировать извержения вулканов. Однако не всегда эти прогнозы оказываются верными, если говорить о конкретных датах и мощности извержений. Сложность прогнозирования связана с тем, что очаги вулканов расположены на глубине нескольких десятков или даже нескольких сотен километров и сегодня практически недоступны для прямого изучения в недрах. Выбросы каменного материала и излияния вулканической лавы являются пока единственными объектами для исследования, но их недостаточно для точного прогноза».
Несмотря на это вулканологи, геологи, гидрогеологи, геофизики, метеорологи, биологи и ученые других специальностей ведут совместную работу, направленную на совершенствование прогнозов вулканических извержений.
«Предвестники извержений вулканов связаны с процессами, происходящими в разных геосферах: литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере. Пока человечество накапливает фактический материал о них», – пояснил Рафаэль Сунгатуллин.
В ИГиНГТ, по его словам, занимаются в основном исследованием стабильных участков земной коры – платформ, а подвижные (складчатые) зоны с повышенной вулканической и сейсмической активностью, такие как полуостров Камчатка, изучают гораздо меньше.
«Вместе с тем хочу сказать, что в последние годы ученые КФУ проводят совместные работы с представителями других вузов и академических учреждений, связанные с древними крупными вулканическими извержениями, которые происходили десятки и сотни миллионов лет назад на нашей планете. Например, нам при обосновании "золотых гвоздей" (эталонных географических разрезов) необходимо было установить абсолютный возраст осадочных отложений. Мы это делали, изучая минерал циркон в пепловых горизонтах древних подводных вулканов. Подобные природные катастрофы оставляют следы в "каменной летописи". С помощью современных физико-химических методов, таких как изотопная масс-спектрометрия, можно получить информацию о времени формирования древних толщ».