В Москве стартовала защита программ передовых инженерных школ (ПИШ) в рамках федерального проекта, инициированного Минобрнауки РФ в целях подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.
В конкурсном отборе участвуют 89 вузов из 41 региона страны. Сегодня, 19 июня, свой проект ПИШ представил Казанский федеральный университет. На защите присутствовали вице-премьер Республики Татарстан Лейла Фазлеева, и.о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский, заместитель генерального директора ПАО «Камаз» Ирек Гумеров, проректор по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин и директор НЧИ КФУ Махмут Ганиев. В качестве основного докладчика выступил руководитель создаваемой школы инженеров нового поколения Равиль Хисамутдинов.
Директор ПИШ сообщил, что Казанский университет будет создавать передовую инженерную школу «Кибер Авто Тех» в сфере автомобилестроения. По словам Хисамутдинова, автомобильное производство и производство автокомпонентов являются одними из ключевых отраслей для обеспечения конкурентоспособности Российской Федераци и основным направлением специализации Камской промышленной агломерации - очень значимой территории для современного промышленного развития страны.
«При создании ПИШ мы учитывали множество ключевых факторов, в том числе и территориальное преимущество. Камская промышленная агломерация – это территория, на которой динамично развиваются 5 ведущих индустриальных центров, формирующих более 3 % российского валового оборота промышленности. Масса высокотехнологичных сервисных компаний обеспечивают устойчивый спрос на инженеров новой формации. Ежегодная потребность в инженерных кадрах предприятий, расположенных только на этой территории, - более 5 тысяч человек. Прогнозируется ее удвоение к 30 году с учетом планов по развитию предприятий. Отмечу, что у КФУ имеется серьезный инновационный задел и значительный опыт в реализации образовательных программ по направлениям деятельности ПИШ, чтобы покрыть данную потребность», - подчеркнул докладчик.
ПИШ КФУ определила для решения долгосрочных инженерных фронтиров: «интеллектуальный автомобиль», «автомобили с низким/нулевым углеродным следом», «технологии интеллектуального производства».
«Сейчас в условиях жесткого санкционного давления на первый план выходят вопросы ускоренного формирования технологического суверенитета за счет интенсификации процессов импортоопережения по критически важным компонентам, а также обеспечение технологического рывка в рамках глобальных инженерных задач Индустрии 5.0. Именно на решение этих задач направлена наша концепция», - пояснил Равиль Хисамутдинов.
В качестве стратегического партнера ПИШ выступает группа высокотехнологичных компаний КАМАЗ - один из лидеров российской и мировой промышленности, входящий в двадцатку крупнейших предприятий страны. Участие в проекте лидера отечественного автомобилестроения гарантирует, по мнению руководителя школы, высочайший уровень подготовки специалистов в заявленных направлениях за счет интеграции в образовательный процесс задач на решение реальных конструкторских и производственных кейсов.
«Последовательно расширяя сеть партнерств и консорциумов с ключевыми российскими центрами автомобилестроения и фокусируясь на озвученных задачах и направлениях, мы собираемся к 2025 году отработать и запустить в серию технологию производства электрических грузовых автомобилей с отечественными аккумуляторами, - рассказал директор ПИШ. - Также школа представит тиражируемое решение в сфере организации цифровых производств. К 2026 году совместно с индустриальными партнерами планируется наладить выпуск беспилотных грузовиков и продемонстрировать первые промышленные решения по водородным топливным элементам. А к 2030 году школа предложит эффективную оригинальную отечественную технологию изготовления и эксплуатации водородных двигателей и батарей».
В этих целях КФУ разработал собственную модель инженерного образования, учитывающую пожелания работодателей и уникальные возможности вуза. В первую очередь, это фундаментальная подготовка по естественнонаучным, математическим и техническим дисциплинам, которые сформированы с учетом новых требований, а также связь с прорывными научно-исследовательскими лабораториями, деятельность которых осуществляется в рамках реализации Программы развития «Приоритет-2030».
Инициативы планируется органично интегрировать в действующую республиканскую инфраструктуру поддержки высокотехнологичного предпринимательства, что позволит осуществлять разработку прототипов и «сборку» исследовательских проектов в форме стартапов в соответствии с заказами предприятий. Это позволит подойти к решению задач подготовки исследователей мирового уровня с пониманием нового технологического уклада и мотивировать обучающихся к созданию своих предпринимательских инициатив.
В ходе доклада Хисамутдинов рассказал и об организационной структуре ПИШ, ее ключевых параметрах к 30-му году, исследовательской компоненте и ведущих партнерах.
«Базовыми принципами нашего подхода является максимальное вовлечение обучающихся в решение реальных производственных задач, формирование видения всей системы разделения труда, обеспечение вариативных траекторий обучения и поддержка предпринимательских инициатив. Не сомневаемся, что нам удастся сформировать в Татарстане новый мощный драйвер развития и повышения конкурентоспособности территории», - заключил он.
Новое структурное подразделение планируется создать в Набережных Челнах на базе НЧИ КФУ. Уже сегодня ключевыми партнерами Казанского университета по прикладным инженерным исследованиям выступают вузы и научные организации, такие как ОИЯИ (включая Университет Дубна), МФТИ, СВФУ, МГУ, СПбГУ, Сколтех, ФИЦ КазНЦ РАН и др., малые и средние инновационные компании, центры исследований и разработок с ICL КПО ВС, концерном КРЭТ, госкорпорациями «РосТех» и «Роскосмос». Помимо прочего, на различных этапах реализации образовательных программ ПИШ будут подключаться такие ведущие отечественные университеты как МГТУ им. Баумана, Южный федеральный университет, СТАНКИН и др. Каждый из отмеченных университетов, являясь крупным научно-образовательным центром, признанным мировым лидером в инженерном образовании, обогатит передовыми компетенциями профильные образовательные программы ПИШ.