В пресс-центре МИА «Россия сегодня» в формате круглого стола состоялось обсуждение «Высшего образования в условиях пандемии: вызовы и решения».
В мероприятии приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, ректоры ведущих российских вузов, а также представители работодателей.
Основой для обсуждения стал доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». Над исследованием по поручению главы Минобрнауки России работали 13 российских университетов.
«В начале этого года мы решили проанализировать, что происходит с качеством высшего образования. Но само понятие "качество" очень субъективное. Для кого-то это оценка работодателей, для кого-то показатели в дипломе», – отметил В. Фальков.
Валерий Фальков представил основные выводы этой работы.
«Полный переход в дистант невозможен, поскольку это ведет к существенному снижению качества образования», –заявил он.
Одним из важных факторов, обеспечивающих качество образования, по мнению главы Минобрнауки России, сегодня становится психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов.
По словам министра, исследование построено на результатах социологического опроса 36 тысяч студентов, среди которых 11 процентов – иностранцы, 24 тысячи преподавателей и 800 родителей. КФУ также принял участие в общероссийском исследовании.
Напомним, Казанский федеральный университет стал участником консорциума по научно-методическому обеспечению развития системы управления качеством высшего образования в условиях COVID-19 и после него. Кураторами проекта в КФУ выступили: проректор по образовательной деятельности Тимирхан Алишев, ответственными руководителями – заместитель директора по научной деятельности Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Мария Ефлова и директор Института передовых образовательных технологий Светлана Котенкова.
Как рассказала Центру медиакоммуникаций Мария Ефлова, головным вузом консорциума является Томский государственный университет.
«В прошлом году увидело свет издание "Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы". В этом году мы в полной мере включились в работу консорциума. Тоже подготовили свои материалы, сборник должен быть опубликован в этом году, осуществляется редактура. Казанский федеральный университет принял участие во всех исследованиях консорциума: как разработчики, организаторы полевых исследований, в том числе в качестве информантов по актуальным вопросам трансформации высшего образования. КФУ участвовал в исследовании студенческого сообщества, родителей, преподавателей», – отметила она.
По ее словам, в сборник войдут наиболее удачные кейсы Казанского университета во время и после пандемии по повышению качества образования; в том числе сформулированы методические рекомендации по улучшению качества образования в условиях цифровизации. Томский университет резюмировал и опубликовал доклад, а акцент в нем был сделан на необходимости сбора обратной связи у студентов и преподавателей для развития университетской среды; развитии сервисов поддержки и оценке их влияния на результат образовательной среды; оценке исследовательской деятельности.
«Мы разделяем эту позицию, – сказала Ефлова. – Университет формирует культурную среду в регионе. В этой связи очень важно отслеживать обратную связь».