Об этом говорили участники международной научно-практической конференции "Этнос и культура в межнациональных коммуникациях ХХI века". Приветственные обращения российских и зарубежных специалистов только усилили остроту обсуждений. Дело в том, что, согласно выработанной в Институте психологии и образования концепции САЕ «Учитель ХХI века», вхождение в мировую и национальную культуру начинается через освоение своей этнической культуры, опыт освоения которой является средством познания иной, ранее неизвестной культурной общности, т. к. за всем многообразием внешнего облика людей, их поведением, нормами, обычаями и традициями скрыты одинаковые человеческие обстоятельства.
Как строить образовательный процесс, чтобы он обогащал российскую национальную культуру и не провоцировал развитие нацизма, фашизма, экстремизма?
Опыт инновационной деятельности образовательных учреждений Российской Федерации и некоторых зарубежных стран показывает, что национально-культурная идентификация проходит успешно только в условиях формирования мотивации саморазвития в культуре, развития исторической памяти и патриотизма, оформления национального самосознания и компетенций, необходимых для воспроизводства различных элементов культуры.
Многие докладчики отметили, что формирование культурно-национальной идентификации связано с развитием представлений о культурно-национальном многообразии мира в его прошлом и исторической перспективе на примере национальной культуры личности. Признание культурной самобытности и формирование уважительного отношения к ней является важнейшим условием развития диалога культур, что определяет такую важную задачу поликультурного образования, как воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность.
Важнейшим условием выполнения задач поликультурного образования является обращение в процессе обучения к представлениям, которые помогают описывать поликультурную среду, взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение культур, общество как многокультурное явление, диалог культур и т. д. Причем значимым становится изучение истории формирования представлений. Например, представление о культуре как явлении, присущем только Европе, приводило к дискриминационным проявлениям к иным народам, а признание многообразия культур как неизбежной реальности современного мира и условия прогресса человеческой цивилизации определило стремление к сохранению всего уникального культурно-этнического фонда человечества.
Следовательно, одной из основных задач поликультурного образования является формирование способностей к описанию поликультурной среды через овладение специальным понятийным аппаратом, который позволит описывать явления культуры во всем их многообразии. При этом способность к описанию иного развивается через способность к самоописанию.
Этим определяется и такая задача поликультурного образования, как формирование способности к описанию себя в качестве представителя этноса, социальной группы, религиозной общины, семьи и т.д. Самоидентификация и способность к самоописанию достаточно близкие по своей сути явления. Нельзя говорить об осознанной самоидентификации, если человек не способен описать ее суть, причины, мотивы и т.д. Недостаточно назвать себя русским или татарином, необходимо описать себя как русского или татарина, введя критерии и основания своей национально-культурной принадлежности.
Таким образом, культурно-этническая идентификация должна предполагать возможность получать глубокие и соответствующие знания о «своей культуре», т. е. культуре, которую несут первичные референтные группы, такие, как семья, родственники, соседи и религиозные общины, этнос, что определяет необходимость в предоставлении самых широких возможностей знакомства с историко-культурными корнями личности как представителя семьи, социальной группы, религиозной общины, этноса.