Как развивать свой YouTube-канал и привлекать умных подписчиков, рассказал на мастер-классе в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ известный популяризатор науки, автор YouTube-канала «Упоротый палеонтолог» Дмитрий Соболев.
Шоу Дмитрия Соболева «Откуда берутся умные подписчики?» в Казанском университете состоялась в рамках фестиваля популяризации науки Milmax Science Kazan. Организаторы мероприятия – отдел управления репутацией и репутационного маркетинга ЦПР и Департамент по информационной политике КФУ. А 29 апреля в Национальной библиотеке РТ популяризатор науки выступит на Milmax Science Kazan с лекцией «Что такое динозавр?».
Представляя гостя, модератор шоу, доцент ИФМК, победитель конкурса «Лига лекторов», автор подкаста «Азы языка» Мимоза Фахрутдинова рассказала, что Дмитрий Соболев – популяризатор палеонтологии, блогер из Санкт-Петербурга, один из самых популярных блогеров в России в сфере палеонтологии (224 тыс. подписчиков на YouTube и более 32 млн просмотров видео; 13 тыс. – в VK; 8,6 тыс. – в Телеграм). Блог посвящен в основном динозаврам и эпохе, в которой они жили, а также другим темам, касающимся археологии, палеонтологии, ископаемых растений и животных. В своих видео блогер доступным и интересным языком рассказывает о древнем мире животных, развенчивает мифы и заблуждения, проводит стримы, где отвечает на вопросы подписчиков, проводит интервью с биологами, учеными и популяризаторами науки.
Как рассказал Дмитрий Соболев, хотя он с детства увлекался палеонтологией, с семи лет читая переводные иностранные энциклопедии, по настоянию родителей получил медицинское образование. По мнению популяризатора науки, при выборе будущей профессии прежде всего необходимо прислушиваться к себе. «Ведь учиться вам, а не вашим родителям», – обратился он к студентам.
В блогерство Дмитрия Соболева «занесло» в 2017 году, когда он познакомился с блогером Loony, который подыскивал модератора для своих соцсетей. Сначала плюсом к основным обязанностям нашего героя попросили писать посты, а потом и выпускать видеоролики. Вместе с тем, убежден Соболев, на YouTube картинка играет не столь большое значение.
«В YouTube главное – чтобы тебе было о чем рассказать, и был нормальный микрофон. YouTube все в основном слушают, а не смотрят. Когда я начинал свой канал, я купил петличку за 300 рублей. У меня также был комп. В целом весь сетап обошелся тысяч в пять рублей. Когда я "запилил" первый стрим, подписчик задонатил существенную сумму, на которую я купил более серьезную петличку. И на таком "железе" дожил до 27 тысяч подписчиков», – рассказал он.
По словам Соболева, на YouTube достаточно много различных шоу по палеонтологии, однако они ограничиваются роликами по типу «Топ-10». В них пересказывается информация из «Википедии» из разряда: длина и вес динозавра, сила его укуса. И, по сути, динозавров превращают в «танчики». Большинство научпопа выдает рандомный набор фактов, чтобы посмотревший ролик человек мог «повыделываться» на свидании. Но большинство не дают структурных знаний по выбранной теме.
«Я подумал: раз никто интересно не рассказывает об этой теме, надо мне подойти к вопросу в рамках метаинформации. И начал ориентировать канал именно на метаинформацию, которую никто не дает. Например, рассказывал, зачем динозаврам нужны височные отверстия в черепе, чего раньше никто не делал», – отметил он.
Соболев не считает показатели по количеству своих подписчиков сколь-нибудь существенными.
«Большинству людей палеонтология особо не интересна. Я на начальном этапе понимал, что много подписчиков с такой тематикой у меня не будет. Хочу дать совет будущим блогерам: относитесь к потенциально возможному провалу спокойно. Работать нужно серьезно, но относиться к делу как к хобби», – убежден он.
Под занавес блогер отметил, что не стремится за большим количеством подписчиков.
«На моем канале в основном оседают те, кого интересует сама тема. Многие вообще не поймут содержания моих роликов, для этого нужно иметь хотя бы минимальный бэкграунд», – резюмировал он.