Профессор кафедры иностранных языков в сфере международных отношений Института международных отношений Казанского федерального университета, доктор филологических наук, известный толстовед Лия Бушканец в интервью Единому информационно-издательскому центру КФУ порассуждала, чем руководствовался один из самых известных студентов Казанского университета, всемирно известный писатель Лев Толстой при отказе от Нобелевской премии. Напомним, 2018 год объявлен в Татарстане и КФУ Годом Льва Николаевича Толстого.
8 октября 1906 года первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе, мог стать публицист и философ Лев Николаевич Толстой. Но 78-летний писатель стал первым, кто со времени основания Нобелевской премии в 1901 году отказался от нее.
«В последние годы жизни Лев Николаевич руководствовался тем, что любая публичность — форма саморекламирования, как бы сейчас сказали, самопиара, и Толстому это очень не нравилось. Даже когда обсуждался вопрос его возможной поездки в Стокгольм на Конгресс мира, и его супруга Софья Андреевна очень хотела туда поехать, потому что ни разу не была за границей, Толстой не согласился на поездку. Публичные выступления, ответы на вопросы перед большой толпой — все это он очень не любил и практически никогда не делал», — отметила профессор КФУ.
Лия Бушканец подчеркнула, что Толстой предпочитал общаться с миром через свои книги, публикации.
«К тому же, Льву Николаевичу очень не хотелось брать на себя миссию пророка, который вещает, которого все слушают. Он считал, что каждый человек должен сам нести ответственность за свою жизнь, самостоятельно принимать решения, — отметила она. — Так что отказ от Нобелевской премии — поступок совершенно в духе Толстого, особенно в таком возрасте. Вся публичность в тот период казалась ему просто отвратительной в формах, в которых она проявлялась на тот период».
По мнению толстоведа, отказ от Нобелевской премии никак не сказался на популярности Толстого в мире.
«Лев Николаевич уже на тот момент был чрезвычайно известным человеком. Причем, в Европе и Америке он был намного более известен как публицист, чем в России. Так получилось, что слава к Толстому как публицисту пришла парадоксальным образом: она распространялась не из России в мир, а из мира пришла в Россию, — подчеркнула Лия Бушканец. — Я не думаю, что отказ от премии хоть как-то повлиял на его репутацию, положение в мире. Она уже на тот момент была абсолютно закрепившейся».
При этом Лия Бушканец считает, что Лев Толстой был абсолютно достоин получения Нобелевской премии.
«Его творчество было как раз в духе премии. Нобелевская премия по литературе присуждается не просто за литературное и художественное достоинства, но и с общественно-политическим оттенком деятелям за утверждение значимых для человечества тем, — отметила она. — Толстой в русло премии очень бы вписался».
Напомним, Российская академия наук выдвинула Льва Толстого на Нобелевскую премию в 1906 году, за четыре гора до его смерти. К тому времени у писателя были изданы почти все произведения, включая «Войну и мир», «Анну Каренину», «Воскресение», «Крейцерову сонату», а также множество рассказов, пьес и статей. Лев Толстой узнал об инициативе академии и решил не напрямую отказываться от премии, а написать письмо своему другу, писателю, переводчику его работ на финский язык Арвиду Ярнефельту. Лев Николаевич просил своего приятеля с помощью коллег из Швеции сделать так, чтобы ему не присудили Нобелевскую премию, поскольку ему было бы очень неприятно от нее отказываться.
«Во-первых, это избавило меня от большого затруднения распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мне глубоко уважаемых», — писал Лев Толстой.
Арвид Ярнефельт выполнил поручение своего друга. В 1906 году премию по литературе получил итальянский поэт Джозуэ Кардуччи.