Социологи Казанского федерального университета, работая в профильных сменах детских оздоровительных лагерей Татарстана, изучили ценности молодого поколения.
О том, к каким выводам пришли ученые, рассказала и. о. директора Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ, профессор кафедры общей и этнической социологии ИСФНиМК Мария Ефлова.
«Представители кафедры общей и этнической социологии и регионального отделения общероссийского движения детей и молодежи "Движение первых" Татарстана провели 16 фокус-групп с подростками 10–17 лет и 30 полуформализованных интервью с руководителями детских лагерей, их заместителями, методистами и вожатыми», – сообщила она.
В исследовании принял участие 151 подросток 10–17 лет из городов, сел и деревень республики.
«Результаты опроса показали, что для многих главным жизненным приоритетом в иерархии ценностей является семья. Она источник знаний и жизненного опыта, психологической поддержки. Также среди важных ценностей подростки называли здоровье, благополучие, дружбу, справедливость, а самые старшие из опрошенных школьников – свободу и стабильность будущего, личностное развитие, профессиональную реализацию и материальное благосостояние», – поделилась Мария Ефлова.
По мнению вожатых и сотрудников лагеря, для молодого поколения в основном характерны: индивидуализм, ориентация на индивидуальные траектории развития, удовлетворение собственных потребностей.
«Сегодня происходит осознание того, что личность не будет полноценной без наличия у нее социальных ценностей, таких как социальная ответственность, социальная значимость, уважение к традициям государства. А они не только у тех, кому 10–17 лет, но и у студентов не сформированы, а находятся лишь на стадии формирования», – сказала директор ИСФНиМК.
Проблема заключается в том, считает М. Ефлова, что на сегодняшний день отсутствует концепция развития социальных ценностей и социальной ответственности в рамках семьи. Исследование, проводимое социологами КФУ, призвано внести вклад в ее формирование.
«Дело в том, что современные подростки – индивидуалисты, потому что их родители, родившиеся преимущественно в 1990-е годы, – приверженцы индивидуалистских ценностей, которые они передают своим детям – через действия, через поступки. А как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Когда же ребенок попадает в школу, педагоги начинают транслировать ценности социальной ответственности, любви к Родине, уважения к традициям. У школьника возникает ценностный разрыв: в семье говорят одно, а в школе – другое», – поделилась социолог.
Сегодня государство работает над формированием ценностных ориентиров, это непросто. Большую роль в этом процессе, по словам профессора Ефловой, играет так называемая вторичная социализация.
«Вторичная социализация предполагает вовлечение в социальные акции, общественно-полезные практики, – поясняет доктор социологических наук. – Детей необходимо приобщать к такой деятельности вместе с родителями, чтобы взрослые тоже "переформатировали" свои ценностные ориентиры. Важно, чтобы человек понимал, что он делает что-то социально значимое не из корыстных побуждений, а для того чтобы принести пользу обществу».
Что касается более старшего поколения «рожденных в СССР», то в их наборе ценностей, как правило, социальные присутствуют, потому что их им прививали в детстве, отметила социолог. Эти люди помнят советское время, они были свидетелями того, что происходило после распада Советского Союза, им пришлось многое осмыслить, проанализировать, поэтому их жизненный опыт богаче.
Ранее мы рассказали, что социологи КФУ выяснили особенности существования молодежи в цифровом пространстве.