Каждый год с наступлением предновогодней суеты телевизионные каналы выстраивают праздничную сетку вещания по проверенному временем алгоритму. Вновь на экранах мелькают знакомые лица Шурика, Ивана Васильевича и Нади Шевелевой. Почему, несмотря на обилие новых кинолент, россияне в Новый год вновь пересматривают одни и те же советские фильмы, объяснила заведующая кафедрой телепроизводства и цифровых коммуникаций Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Резида Даутова.
Телевизионные каналы, программируя праздничный эфир, действуют не спонтанно, а руководствуются глубоким пониманием аудитории. Их выбор – результат тонкого анализа зрительских предпочтений, сформированных десятилетиями.
«Телевизионные каналы традиционно ставят в новогоднюю сетку вещания такие фильмы, как: "Операция "Ы"", Иван Васильевич меняет профессию", "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Карнавальная ночь", "Чародеи", "Джентльмены удачи", прекрасные советские киносказки "Морозко", "12 месяцев". Мы знаем их наизусть. Реплики, шутки главных героев разобраны нами на цитаты», – рассказала эксперт.
Они превратились в своеобразный культурный код, понятный представителям разных поколений. Их включение в эфир – беспроигрышная стратегия, гарантирующая высокий рейтинг. Со временем канон расширяется, включая и относительно новые работы.
«В последние десятилетия к этому "ансамблю" замечательных лент прибавились и относительно новые – многочисленные "Елки", например, которые тоже рассчитаны на семейный просмотр и уже полюбились зрителю», – отметила Резида Даутова.
Для потребителей, особенно старшего поколения, просмотр этих фильмов – не просто развлечение, а глубоко личное, эмоционально насыщенное действо.
«Феномен можно объяснить тем, что с этими картинами связаны наши детство, юность, дорогие сердцу воспоминания. Очередной просмотр старого кино, как машина времени возвращает нас в эту пору. В памяти всплывают детали, связанные с прошлым», – подчеркнула профессор.
Телевидение, понимая это, работает с аудиторией комплексно, учитывая ностальгию старшего поколения и предлагая точку соприкосновения для всей семьи, куда притягивается и молодежь.
«Телекомпании при программировании учитывают возраст потенциальной телевизионной аудитории, но и имеют в виду то, что в новогодние дни к ним прибавляются и люди молодого возраста. Включать телевизор в Новый год хотя бы фоном – по-прежнему у многих россиян является ритуалом», – проинформировала заведующая кафедрой.
Теоретические выводы находят яркое подтверждение в практике. Р. Даутова поделилась опытом непосредственного наблюдения за медиапотреблением.
«Несколько лет назад мне посчастливилось принять участие в одном полевом исследовании. Для изучения феномена медиапотребления за пределами мегаполиса мы ходили по домохозяйствам одного из районов Татарстана. Во всех домах, конечно, были телевизоры и даже не один. Но большинство опрошенных не смотрели современные фильмы, предпочитая им "доброе советское кино". Объясняли они это тем, что картины искренние, понятные. Ностальгия по советскому прошлому, эстетике, нравам, традициям, праздникам, архетипам была главной мотивацией для просмотра», – отметила эксперт.
Специалист выделяет несколько фундаментальных качеств, обеспечивающих им статус классики.
«Старые советские фильмы стали классикой игрового кинематографа. Их хочется смотреть, отложив дела, наслаждаясь каждым эпизодом. В отличие от динамичного, часто перегруженного спецэффектами современного кино, эти ленты позволяют зрителю "дышать". Они неспешны, детальны, в них есть время на развитие характеров и живые диалоги. Это "медленное", в хорошем смысле слова, кино, предлагающее отдохнуть от бешеного ритма жизни», – проинформировала Резида Даутова.
Феномен ежегодного возвращения советских фильмов в новогодний эфир – гораздо больше, чем телевизионная рутина. Это сложное социокультурное зеркало, отражающее потребности общества в единении, стабильности и тепле. Киноленты являются хранителями коллективной памяти, активируя ностальгию и связывая поколения, выступают в роли семейного психолога, создавая безопасное пространство для совместного досуга и предлагают эмоциональное убежище – мир ясных моральных ориентиров и «простых чистых эмоций».
При перепечатке материалов просьба указывать источник информации, а также ставить активную гиперссылку на публикацию.
272