В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета прошли мастер-классы дирекции МИА «Россия сегодня».
Гостей представил декан Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леонид Толчинский.
Перед студентами ВШЖиМК выступили: начальник отдела имиджевых проектов Дирекции международного сотрудничества МИА «Россия сегодня» Кристина Лях, начальник отдела социальных сетей Максим Жестков, управляющий директор газеты Iran Daily (Иран) Тураж Ширалилу.
Кристина Лях поведала об особенностях производства новостей в агентстве: новостной структуре, повестке, подаче информации, работе репортера на месте событий. Также она рассказала о заблуждениях при работе с зарубежными СМИ: делении глобального поля по языковым группам, ориентации на СМИ Западной Европы и Северной Америки, отсутствии четкого ответа на вопрос «зачем?» при выборе страны и региона, ориентации на крупнейшие новостные издания, ориентации только на столичные издания.
Далее Максим Жестков обратил внимание будущих журналистов на проблему влияния социальных сетей на медиапространство. Спикер назвал соцсети экосистемой. Он рассказал, как именно используется этот инструмент в его работе: создаем продукты, которые имеют большой спрос как у органов власти, так и у коммерческих структур.
В своем мастер-классе Жестков особый упор сделал на качестве контента, на знании закона о СМИ, с тем чтобы не попасть под его действие, а также не стать объектом проверки прокуратуры, Следственного комитета.
«Знаете, сейчас становится реальностью блогера и музыканта то, что их могут проверить на предмет экстремистской направленности. Соцсети для блогеров, журналистов, для тех людей, которые начинают создавать свой контент, – это "минное поле". Нужно все учитывать», – уверен он.
Далее вектор был смещен в сторону фейк-ньюс, фактчекинга. В этой связи спикер упомянул исследование ученых Кембриджского университета по игровому контенту. Людям предложили создать контент в социальных сетях определенного вида: фейки, непроверенную информацию неизвестных экспертов; создавать хайп-контент. После размещения этой информации программа выдает, какие последствия эта информация имеет для общества, сколько людей с ней ознакомились, сколько приняло призывы к действию, написало у себя эту информацию, сделали репост. Таким образом, был выявлен коэффициент вовлеченности к взаимодействию с этой публикацией, коэффициент того, на какую сумму могут оштрафовать блогера.
«Борьба с фейками нужна для того, чтобы люди узнавали информацию полезную, важную! Новичок может попасться на удочку, если не проверит информацию. Например, есть аккаунт, который создает шуточный контент, максимально схожий с тем, что создают государственные СМИ (независимые). Бывают случаи, что журналисты подхватывают эту информацию, распространяют ее среди рядовых пользователей. Естественно, речь не идет о проверке информации», – пояснил М. Жестков.
Максим Жестков высказал свою точку зрения, подчеркнув, что журналист должен быть социально ответственным за информацию, которую он подает. Это касается и студентов, которые обучаются на факультетах журналистики, тех, кто планирует работать в информационной среде.
«Не бегите за хайпом, проверяйте информацию. Если информация важна, она найдет своего пользователя, читателя. Но вы отвечаете за доверие и авторитет! Люди, которые однажды были обмануты, к вам больше не пойдут, вы так и останетесь "вариться" в информационном потоке между СМИ. Люди к вам будут относиться с недоверием, это худшее, во что вы можете попасть. Нужно знать, оценивать риски», – добавил он.
Также он затронул тему телеграм-каналов, которые становятся одними из главных площадок медиапотребления. Спикер представил информацию о криптоканалах в хронологии.
Далее мастер-класс провел Тураж Ширалилу.