Преподаватели и студенты Института дизайна и пространственных искусств Казанского федерального университета – авторы арт-объекта, который представлен на выставке «Машина–Человек». Она отрылась сегодня в рамках XXI Международной научно-практической конференции «Искусство звука и света. Галеевские чтения – 2025».
Мероприятие посвящено проблемам синестезии, синтеза света и звука и технологического искусства. Событие проходит в Казани с 1967 года и представляет доклады экспертов из разных уголков мира. В этом году конференция посвящена 85-летию со дня рождения выдающегося ученого и медиахудожника Булата Галеева. Организаторы мероприятия – фонд «Галеев-Прометей», центр современной культуры «Смена», Казанский университет, Российский институт истории искусств, научно-просветительский центр «Арт-интеграция» им. М.С. Заливадного, Центр электроакустической музыки Московской консерватории. Конференция проходит при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Участниками являются искусствоведы и художники, музыковеды и композиторы, историки и филологи, кураторы и исследователи, врачи и конструкторы, студенты и доктора наук из 7 стран и 20 городов.
В рамках Галеевских чтений проходит выставка «Машина–Человек». Экспозиция, которая открылась сегодня, будет размещена в пространстве галереи «Смена» и выставочном пространстве фонда «Галеев-Прометей», посетить ее можно будет до 3 сентября. Проект – это итог арт-резиденции «Рецепция отечественного медиаискусства прошлого века», в рамках которой молодые художники и обучающиеся из пяти вузов – КФУ, Национального исследовательского университета ИТМО, Национального исследовательского технологического университета «МИСИС», Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и Московского гуманитарно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института – создавали актуальные мультимедийные арт-объекты, переосмысляя архивное наследие художников XX века, работавших на стыке искусства и технологий.
Выставка представляет собой художественный эксперимент, в котором сплетаются доцифровое воображение и современные медиа. Каждый из проектов – это инсталляции, раскрывающие темы взаимодействия человека и машины, тела и интерфейса, света и восприятия – от eye-tracking и переменной прозрачности до кинетических светоживописных композиций.
Свой арт-объект на выставке «Машина-Человек» презентовали пять представителей ИДиПИ: заместитель директора по научной деятельности Миляуша Тукмакова, старший преподаватель кафедры архитектуры и медиаискусства Адель Хуснутдинов, студенты института – Даяна Нуржауова, Ксения Прусс, Лиана Рыбак. В авторский коллектив также вошел обучающийся Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева – КАИ Антон Миронов.
Интерактивная инсталляция «"Медиаскоп": эмоциональная карта медиаискусства XX века» представляет собой гексагональную призму с пирамидальными смотровыми окнами, через которые зритель заглядывает внутрь – в многослойное визуальное пространство, отсылающее к формам и образам медиаискусства прошлого столетия.
«С помощью узоров мы спрятали искусство XX века и обернули его в такую интересную оболочку, чтобы человек, который хочет погрузиться в это творчество, заглядывал внутрь и становился участником путем нажатия различных кнопок. Наша установка реагирует на все действия, как настоящий человек, и через узоры, свет и музыку показывает эмоции – грусть, радость и тревогу», – пояснила концепцию К. Прусс.
Идея инсталляции строится на эффекте сокрытия и провокации: искусство спрятано, но доступно тем, кто осмелится заглянуть. Любопытство превращается в инструмент взаимодействия. Зритель выступает как исследователь, нарушающий границу между внешним и внутренним, между дистанцией и соучастием.
К реализации проекта были привлечены члены СНК «Анимации и медиаискусства», сообщила замдиректора ИДиПИ.
«Наш объект отличает то, что мы соединили пространственную форму и медиаискусство. Так как мы являемся архитекторами, то очень хорошо разбираемся в материалах. Для изготовления корпуса инсталляции был выбран алюкобонд. Внутри – металлический каркас, где спрятана технология», – поделилась Тукмакова.
Заведующий кафедрой архитектуры и медиаискусства Степан Новиков в комментарии Центру медиакоммуникаций КФУ отметил, что «Медиаскоп» – первый крупный проект в арт-медиа, разработанный кафедрой.
В программу чтений вошли аудиовизуальный концерт, кинопоказ и мастер-класс на тему «Цап-царапки и ляпы на плоскости», на котором зрители увидят оцифрованные фильмы ленинградской любительской кинохроники 80-х годов и фильмов с 8-мм кинопленки, а также выступления экспертов.
«Доклады будут посвящены истории медиаискусства в Казани, а студенты и преподаватели расскажут о том, как создавался наш арт-объект, обо всех его особенностях – как с точки зрения закупки материалов, так и с точки зрения его сборки, потому что инсталляция была сделана полностью нашими руками», – подчеркнул Степан Новиков.