Сегодня в Казани начал работу двухдневный практический семинар «Актуализация федеральных государственных образовательных стандартов. Подготовка к государственной аккредитации в условиях перевода процедуры в электронный вид».
В его работе принимают участие директор ФГБУ «Росаккред агентство» Лемка Измайлова, первый замглавы Минобрнауки РТ Андрей Поминов, замминистра труда, занятости и соцзащиты Татарстана Клара Тазетдинова, представители Минобрнауки России и Татарстана, ведущих вузов из всех федеральных округов страны.
В приветственном слове Лемка Измайлова отметила, что серию семинаров в 2018 году было решено начать с третьей столицы России — Казани. В первый день участникам семинара представили опыт подготовки кадров в Татарстане и востребованности выпускников на рынке труда.
«Система образования призвана отвечать на вызовы рынка труда. Все, что мы делаем — будь то аккредитация или выстраивание внутренней оценки, нацелено на то, чтобы готовить специалистов, востребованных экономикой страны. Мы сейчас живем в логике актуализированных стандартов», — подчеркнула она.
Клара Тазетдинова представила доклад «Об организации работы по обеспечению занятости выпускников системы профессионального образования в Республике Татарстан». Как сообщила замминистра, средний уровень трудоустройства выпускников РТ по специальности в первый год после обучения составляет 63,5%. По итогам 2017 года доля выпускников вузов, трудоустроившихся по специальности, составила 75%, а среди учащихся образовательных организаций профообразования — 52%. Такой показатель среди ссузов, в которых ведется более практикоориентированное обучение, связан с уходом некоторых выпускников на службу в армию или на следующую ступень обучения, уточнила спикер.
«В последние пять-десять лет мы отмечаем значительное снижение доли выпускников в составе безработных», — подчеркнула Клара Тазетдинова и отметила, что этот показатель составляет 1,1%.
Замминистра отметила, что для достижения столь низкой доли безработных выпускников в Татарстане выстроена целая система, в том числе, профессиональной ориентации. В 2017 году в сравнении с 2016 годом на 17% возросла доля молодежи республики в возрасте 14-17 лет среди получателей услуги по профориентации.
Клара Тазетдинова сообщила, что при формировании государственного заказа на подготовку кадров, контрольных цифр приема, осуществляется прогноз потребности в подготовке кадров по профессиям и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям развития экономики республики. Сейчас сформирован такой прогноз на 2018-2024 годы. В формировании прогноза принимают участие 14 министерств и ведомств, 45 муниципальных образований и 45 центров занятости населения РТ.
«Государственный заказ на подготовку кадров за счет бюджета республики включает специальности среднего профессионального образования, направления подготовки высшего образования и профессиональной подготовки в объемах, не превышающих объемы прогноза потребности в подготовке кадров по соответствующим направлениям подготовки и образовательным программам», — подчеркнула она.
После доклада замминистра прозвучали вопросы из зала. Основная дискуссия развернулась вокруг оправданности возвращения к системе распределения выпускников вузов. По мнению Клары Тазетдиновой, при плановой экономике система распределения была оправдана, однако в условиях рыночной экономики реализовать ее практически не реально.
«Сегодня бизнесу планировать свои потребности на 6-7 лет вперед невозможно. Ситуация меняется, и если грянет финансовый кризис, у бизнеса совершенно меняются планы. В экономике ситуация меняется в любой момент. И предприятие, даже заявив свою потребность в специалисте в 2017 году, не всегда может принять его в 2018 или 2020-м. Кроме того, есть конституционные права человека, и никто не может обязать выпускника пойти в конкретное место, потому что у человека тоже могу измениться обстоятельства», — считает она.
Лемка Измайлова также высказала свое мнение по обсуждаемому вопросу. По ее словам, система распределения не умерла совсем.
«Сейчас ушла система целевого приема, но министерства будут реализовывать систему целевой подготовки. Это когда конкретная организация вкладывается в людей, которые завтра ей будут нужны, и проводят эту работу совместно с образовательной организацией. Но если конкретный подготовленный специалист не хочет возвращаться на это предприятие, то он просто возвращает деньги на свое обучение. Вот такая целевая подготовка будет внедряться», — сообщила она.
В программе семинара предполагает обсуждение актуализации федеральных государственных образовательных стандартов, совершенствования процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности, а также основных этапов подготовки к государственной аккредитации.
Работа семинара продлится до 9 февраля. Помимо дискуссионной площадки, на семинаре запланированы различные формы работы — выступления представителей Минобрнауки России и Росаккредагентства, практические занятия, ответы на вопросы слушателей.