В рамках научно-популярного проекта «PROНаука в КФУ» прошла лекция «Как писать о будущем?». Лектором выступил писатель, выпускник Казанского федерального университета Булат Ханов.
«Что значит сегодня размышлять о будущем?» – с этого вопроса началась лекция. Сегодня мы сталкиваемся с вызовами, с которыми поколение миллениалов и зумеров никогда не имело дела. Люди по-разному осмысляют действительность. Кто-то говорит, что мы возвращаемся в 90-е, а кто-то вспоминает СССР. Но, как отметил лектор, это лишь попытка смотреть на действительность через рамки определенного исторического периода. В литературе же способом осмыслить будущее является перенос тенденций настоящего.
Булат Ханов назвал яркими примерами для изображения будущего два жанра: утопию и антиутопию, сделав акцент именно на втором.
«Антиутопия – это формат, где все определено и поделено. Есть два мира: тоталитарный и дикарский. Обязательно есть герой, который сомневается в таком виде устройства, и он бросает вызов существующему порядку. И эти рамки, которые существуют в самом понятии антиутопии, закладываются в сознание людей», – пояснил Булат Ханов.
Размышляя о будущем, современный писатель часто сталкивается с недостатком теоретических знаний, подметил лектор. Одна из самых удачных моделей, от которой можно отталкиваться, – это марксистское учение, считает он. Если отбросить скептицизм и проанализировать эти тексты, можно увидеть базовые структурные особенности, которые до сих пор находят отражение в действительности.
Затем Булат Ханов задал вопрос аудитории: «Чем принципиально отличается СССР от современной системы?» Ответы были разные: всем, плановым хозяйством.
«Чем отличается социализм в принципе? Общественной собственностью и распределением прибыли согласно труду», – после обсуждений дал собственный ответ лектор.
Садясь за создание сценария будущего, важно видеть, куда движется экономика страны и насколько реализуются демократические права граждан. Также есть базовые вопросы, которые должны раскрываться в книге: это могут быть проблемы семьи, окружающей среды, продолжительности жизни. Задача писателя состоит в том, чтобы не рассматривать первую попавшуюся концепцию, ставшую уже банальной, а посмотреть на нее с критической стороны, тем самым раскрыв по-новому.
Слушатели задавали много вопросов по ходу выступления и после него. Например: каковы перспективы, по мнению лектора, жанра утопии до 2034 года? В качестве примера писатель напомнил о романе Николая Чернышевского «Что делать?», назвав его классическим примером утопии. Еще аудиторию интересовало, реальна ли модель будущего, в концепции которого нет явных лидеров, а прогресс создается силами молодого поколения, не обремененного прошлым. Булат Ханов ответил, что теория не будет реализована, потому что нервная система человека устроена иначе, чем у пчелы, и что объединение невозможно без цели.
Вопросов было действительно много. Слушатели спрашивали о будущем, литературе, просили посоветовать произведения на тему тотальной катастрофы. В начале лекции было объявлено, что автору самого интересного вопроса Булат Ханов подарит свою книгу «Ибупрофен», в которой он как раз раскрывает видение будущего. По завершении мероприятия лектор выбрал самого активного участника дискуссии и вручил ему свою новую книгу.