Казанский федеральный университет присоединился к акции Минобрнауки России «Научный полк». В преддверии 9 Мая мы рассказываем о студентах и преподавателях вуза, внесших вклад в Победу.
Альфред Апин (1906–1972) родился в Петербурге. В Симбирске он окончил профшколу десятников-строителей и первый курс строительного техникума. Работал учеником слесаря в вагонной мастерской, затем подсобным рабочим на станции Симбирск, экспедитором печати Губкома РЛКСМ. В феврале 1920 года по путевке Губкома он поступил на химическое отделение физмата Казанского университета.
Профессор Казанского Университета Алексей Богородский очень рано заметил большие способности Альфреда Апина и представил его для обучения на химическом отделении по индивидуальному учебному плану. Именно поэтому в его «предметной книжке» не было записей о сдаче ряда дисциплин (от неосновных его освободили). Осенью 1928 года профессор Богородский представил его в аспиранты.
Он так характеризовал Апина: «Выдвигался уже на семинаре по неорганической химии (1925/1926) способностью к усвоению и логическому использованию химических и физических положений. Практикум работал всегда отчетливо и чисто, ответы на испытаниях полны, определенны и правильны. Показал наличие химического мышления и достаточной сознательности, быструю выработку подхода к делу и правильную установку предварительных опытов. Предлагаю кандидатом в аспиранты. 6 января 1930 г.». На представление был получен положительный отзыв профкома химиков.
В 1930 году А. Апин был переведен в Казанский химико-технологический институт (химическое отделение Казанского университета было закрыто). В 1931 году столичные научно-исследовательские институты стали вербовать себе аспирантов из вузов страны. А. Апина направили в Ленинград в Институт химической физики, где его сразу приняли в научные сотрудники, и он включился в работу знаменитой школы академика Николая Семенова – Нобелевского лауреата по химии.
1927–1928 гг. Н. Семенов и его школа внесли важнейший вклад в науку о горении и взрывах. Они доказали, что взрывы бывают двух типов – тепловые (т.е. обычные) и цепные. Теория тепловых взрывов стала полноценной только после выполненных в ИХФ экспериментов и выявлении количественных закономерностей. В этой работе участвовал и А. Апин. В частности, в 1936 году он и Ю. Харитон изучали самовоспламенение метилнитрата.
В 1939 году А. Апин сформулировал положение о том, что химическая реакция в детонационной волне протекает в форме взрывного горения, это в дальнейшем нашло применение при разработке теории детонации взрывчатых веществ.
В военные годы Альфред Янович активно работал в научной группе по созданию новых взрывчатых веществ, изучал их свойства, разложение, разрабатывал условия их хранения.
В 1946 году А. Апин был привлечен в Атомный проект СССР. К этому времени он был кандидатом химических наук, работал в Институте химической физики в лаборатории А. Беляева.
Альфред Апин награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, он лауреат Сталинской премии 2-й степени и Государственной премии СССР.
Физикохимик А. Апин был скромным, доброжелательным, интересным человеком, обожал музыку и театр. Страстно любил природу – в его доме всегда были полевые цветы, которые он приносил со своих прогулок.
В 1981 году на торжествах в связи 75-летием А. Апина академик Н. Эмануэль назвал Альфреда Яновича первым в ряду тех, кто создавал в ИХФ новые взрывчатые вещества, изучал их и разрабатывал условия их хранения.