Казанский федеральный университет присоединился к акции Минобрнауки России «Научный полк». Мы повествуем о мужестве и героизме студентов и преподавателей вуза в годы Великой Отечественной войны, их вкладе в Победу.
В июне исполняется 110 лет со дня рождения доктора исторических наук, профессора Казанского университета, заслуженного деятеля науки Татарской АССР Ивана Ионенко (1913–1989), который почти 30 лет, с 1960 по 1989 год работал в вузе. С 1970 по 1983 год Иван Михайлович заведовал кафедрой истории СССР.
И. Ионенко родился в деревне Зайцевка Монастырщинского района Смоленской губернии в многодетной крестьянской семье. Его детство проходило на хуторе, посреди леса. Его дед, Фрол Сергеевич, до падения самодержавия был мировым судьей и земским старостой, отец, Михаил Фролович, тоже имел неплохое образование, кроме крестьянского труда, увлекался охотой, играл на скрипке и даже научился сам изготавливать музыкальные инструменты. На хуторе у деда и отца была хорошая библиотека, которая состояла из произведений классиков русской литературы XIX века и книг по истории Российского государства.
Еще до школы Иван научился читать и довольно быстро освоил домашнюю библиотеку, поэтому последующее увлечение поэзией и историей было неслучайным. Окончив неполную среднюю школу, 14-летний Иван поступил в Соболевский педагогический техникум, по окончании которого в 17 лет стал учителем, а затем директором одной из школ района. Как активист народного образования Смоленской области он в 1934 году получил направление на учебу в лучший в то время педагогический вуз страны – Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена. Иван Михайлович учился на историческом факультете ЛГПИ в 1934–1939 гг., получил блестящее образование, его педагогами были академики Б. Греков, Е. Тарле. Его научным руководителем был ученик Б. Грекова, тогда доцент кафедры отечественной истории Владимир Мавродин, впоследствии выдающийся ученый, автор многих фундаментальных трудов о происхождении и развитии Российского государства. Первые научные исследования в студенческие годы Иван Ионенко написал под его руководством, они были посвящены истории Смоленского края и публиковались в исторических сборниках.
Незадолго до войны И. Ионенко вместе с женой и грудным сыном по распределению был направлен в Казань, в Казанский педагогический институт. Здесь жили родители его супруги. Так судьба навсегда связала И. Ионенко с Казанью.
В мае 1941 года Иван Михайлович был призван на военные сборы в лагеря под Казанью, в 208 стрелковый полк 18-й Казанской стрелковой дивизии. Утром 22 июня батальоны полка выдвинулись в походный марш, но на пути увидели гонца на лошади. Он остановился у начала колонны и что-то передал командиру. Вскоре последовала команда построится в каре. Так мобилизованные на сборы узнали, что началась война.
В тот же день 208 полк отправился на фронт, в следующие дни отбыли и другие полки 18 дивизии. Только в пути стало ясно, что дивизия выдвигалась не на Украину, а в район Орши на Днепре, на границу с Белорусской ССР. Казанская дивизия заняла к началу июля линию обороны по левому берегу Днепра от Орши до Шклова, почти 40 км. по фронту, без резервов и второй линии обороны. Дивизия вступила в бой 10 июля, но основные удары отборные части вермахта нанесли по переправе у Шклова, позднее – у Орши. Советские части по флангам 18 дивизии под ударом танковых клиньев отступили, а полки 18 дивизии остались на своих позициях. 12 июля 1941 года батальон 208 полка, где служил и. о. командира взвода И. Ионенко, был брошен в контратаку против прорвавшихся от Орши немецких войск. Младший лейтенант Ионенко поднял бойцов в атаку, но затем был ранен и потерял сознание. Придя в себя, он увидел невдалеке колонну фашистов, идущих по шоссе. Один из немецких солдат выстрелил в раненого бойца, но по счастливой случайности три пули застряли в каске, а сам Иван Михайлович снова потерял сознание.
Ночью раненые бойцы батальона 208 полка стали собираться на опушке леса. Их было не более 10–15. Вместе с санитарами им удалось вырваться из окружения и восточнее Смоленска пробраться к линии фронта, которая постоянно менялась. 20 июля в составе первого поезда с ранеными И. Ионенко прибыл в Пензу.
Казанскую 18 дивизию постигла трагическая участь, организованно из окружения смогла выйти только небольшая группа во главе с комдивом К. Свиридовым, в составе которой было не более 100 человек из почти десятитысячного боевого соединения. Часть бойцов дивизии осталась в окружении и продолжила партизанскую борьбу, многие погибли или попали в плен.
После излечения И. Ионенко был направлен в штаб 334-й стрелковой дивизии, которая формировалась в Казани с конца августа 1941 года. Уже 8 ноября дивизия была направлена под город Горький для пополнения личным составом. А в начале 1942 она была брошена в контрнаступление в районе озера Волго в составе Калининского фронта. В 1942 году Иван Ионенко был переведен из штаба 334 дивизии в штаб 4-й Ударной армии, где он как профессиональный историк занимался описанием военных действий армии. В 1944 году Ионенко был переведен в штаб 2-го Прибалтийского, а в начале 1945 года – Ленинградского фронта.
Уже после подписания в Берлине Акта о капитуляции И. Ионенко 9–14 мая 1945 года в составе комиссии штаба Ленинградского фронта участвовал в приеме капитуляции штаба трехсоттысячной Курляндской группы армий под Ригой, лично общался со штабными работниками командующего группировкой генерала Гильперта и начальника штаба генерала Ферча. Об этом он впоследствии написал статью «Вспомните, генерал Ферч», опубликованную в «Литературной газете» 23 февраля 1963 года. В сентябре 1945 как специалист народного хозяйства И. Ионенко был демобилизован и вернулся в Казань на должность декана исторического факультета Казанского государственного педагогического института. В 1946 году он перешел на работу в Казанскую республиканскую партийную школу, возглавив кафедру исторических наук.
Здесь начался путь И. Ионенко в большую науку. Сферой его научных интересов стало крестьянство Среднего Поволжья, а затем и история русской армии в 1917–1918 гг. В 1955 году он защитил кандидатскую диссертацию в Академии общественных наук при ЦК КПСС под руководством академика А. Панкратовой. В связи с ликвидацией системы региональных партийных школ в годы хрущевских реформ И. Ионенко перешел на работу в Казанский университет (1960), на кафедру истории СССР. Именно в университете в полной мере раскрылся талант историка-исследователя, педагога высшей школы и наставника молодежи.
И. Ионенко был многогранной личностью, он внес большой вклад не только в науку и подготовку историков, но и в изучение Великой Отечественной войны, издал со своим учеником В. Поповым книгу «Казанский университет в годы Великой Отечественной войны», более 20 лет он был научным руководителем движения «Снежный десант» Казанского университета, стоял у истоков создания Книги Памяти Республики Татарстан, признанной одной из наиболее полных в России.
Иван Михайлович написал книгу воспоминаний о своем участии в Великой Отечественной войне «Нам жить и помнить» (1988). Он вел переписку с десятками музеев боевой славы не только Татарстана, но и многих западных областей России, Белоруссии, где воевали татарстанцы. Много раз И. Ионенко выезжал с ветеранами 334 дивизии и 4-й Ударной армии на места боев, встречался с музейными работниками и школьниками-поисковиками Калининской, Смоленской областей и Витебской области Белоруссии.
И. Ионенко отличала глубокая эрудиция, он прекрасно знал не только отечественную историю и культуру, но сам был знатоком поэзии, особенно Серебряного века. Он относился к той части отечественной профессуры, которая была своеобразным мостом между советской и дореволюционной наукой и культурой, обеспечивая из неразрывную связь и преемственность.
Иван Ионенко награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной звезды и медалями. Среди его учеников – 50 кандидатов и 10 докторов исторических наук, многие из которых внесли значительный вклад в развитие исторической науки современной России, Татарстана и Казанского университета.