В столице Татарстана на территории выставочного центра Kazan Expo проходит Международный форум Kazan Digital Week 2022. В мероприятии принимают участие представители Казанского федерального университета.
Открывая форум, Президент Татарстана Рустам Минниханов отметил, что Kazan Digital Week проводится уже в третий раз. В условиях санкционных ограничений повестка события приобретает особую актуальность.
«Мероприятия в рамках форума направлены на решение задач научно-технического суверенитета страны, в том числе разработку отечественного программного обеспечения, достижения технологического лидерства, защиты данных и подготовки высококвалифицированных специалистов», – обратился к участникам события Рустам Минниханов.
Kazan Digital Week проходит с целью формирования ежегодной площадки научной, технической и коммерческой коммуникации разработчиков и пользователей технологий, продуктов и услуг цифровой трансформации.
Он охватывает сразу несколько актуальных направлений, касающихся цифровых технологий в образовании, сфере сельского хозяйства, государственного управления, культуры, инноваций, интегрированных в бизнес.
Модератором секции «Современные цифровые технологии в образовательном процессе» (направление «Цифровые технологии в образовании») выступил директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников РТ Института психологии и образования Раис Шайхелисламов. Ее участниками стали сразу несколько представителей КФУ.
В своем докладе «Цифровые технологии оценки профессиональных компетенций учителя: платформенные решения» Р. Шайхелисламов поднял тему современных технологий в образовательном процессе.
Он убежден в необходимости создания таких ресурсов для учителя, используя которые, он сможет отработать методы, позволяющие обеспечить международную конкурентоспособность российского школьника.
«Для этого мы предложили идею создания интегрированной автоматизированной платформы, где учитель мог бы пройти предварительную диагностику готовности к развитию функциональной грамотности и на ее основе определить свои слабые места. Платформа должна дать возможность выработать индивидуальный образовательный маршрут учителя, одновременно с этим обеспечить педагога соответствующими ресурсами – теоретическими и методическими», – сообщил спикер.
Говоря о структуре индивидуального образовательного маршрута, Раис Шайхелисламов пояснил, что она представляет собой цепочку взаимосвязанных компетенций учителя.
«Понимаем, что сегодня надо придерживаться тенденций в системе непрерывного образования, длинные модули не в моде, – резюмировал он. – Мы в процессе, рады предложениям и сотрудничеству».
Директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем Михаил Абрамский представил доклад под названием «Цифровые компетенции преподавателей гуманитарной сферы».
В начале своего выступления спикер отметил, что современный преподаватель – словно демиург. В условиях пандемии преподаватели приобрели «стихийные цифровые компетенции». Использование цифровых платформ в образовании привело к тому, что общество поделилось на две части – на тех, кто хотел вернуться на очную форму обучения, и тех, кто был бы рад обучаться дистанционно.
В этой связи важными, по словам М. Абрамского, являются осознание персонального комфорта и общая осознанность в онлайн-образовательной среде. Актуальным является вопрос культуры в онлайн-преподавании. Директор ИТИС сравнивал старые и новые установки.
«Актором образовательной среды должен быть преподаватель», – полагает Абрамский.
Хорошим опытом, считает спикер, будет проведение стримов и подкастов, которые близки молодому поколению, студентам.
«Консультации в этом режиме производят колоссальный эффект на слушателей, равно как и интерактивная презентация, а не реферат, сохраненный в Powerpoint», – привел пример выступающий.
Пользуясь случаем, он упомянул о вспомогательных технологиях, которые помогают сокращать время выполнения рутинных операций, – это онлайн-калькуляторы, конвертеры и прочее. Завершая свое выступление, М. Абрамский обратил внимание участников секции на вопрос понимания разработки IT-продуктов с точки зрения деятельности, ролей и результата.
В этот же день прошла секция «Цифровая дидактика». Ее модератором выступил проректор по внешним связям Тимирхан Алишев. В ходе нее он рассказал о цифровых технологиях для экспорта образовательных услуг, презентовал платформу преподавания русского языка как иностранного Studerus.
Приложение работает по принципу сличения фактического произношения с эталонным c учетом возможных ошибок и акцентов. Оно разработано для платформы AppStore.
Далее Т. Алишев рассказал о функционале и возможностях цифровых курсов для преподавания русского языка за рубежом.
Директор центра цифровых образовательных технологий EduTech Луиза Плотникова представила работу Центра цифровых образовательных технологий: от идеи до реализации.
Сегодня же заведующая кафедрой конструктивно-дизайнерского проектирования Института дизайна и пространственных искусств Альбина Гайдук выступила модератором секции «Модель цифрового вуза культуры».
Также в работе дискуссионной площадки «Кадры для циркулярной экономики: как и чему обучать? Новые запросы рынка и работодателей» приняли участие ученые Института управления, экономики и финансов Ольга Демьянова и Светлана Нурыйахметова.
Форум продлится по 24 сентября.