В Казани стартовал онлайн-форум «100% Татарстан» – уникальная коммуникационная площадка для обсуждения актуальных вопросов, объединившая Правительство Республики, ее партнеров в России и мире, ведущих экспертов в различных сферах деятельности, а также население.
В этом году конференция посвящена развитию образования, науки и технологий. Сегодня в рамках форума состоялась пленарная дискуссия «Жизнь – лучший учитель?», участники которой попытались ответить на ключевые вопросы, как сделать систему образования гибкой и готовой к новым вызовам, и что позволит этой системе опережать время.
Ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров выступил в качестве одного из ключевых спикеров мероприятия.
Он подчеркнул, что современный мир развивается с большой скоростью, и российская система образования нуждается в масштабной трансформации. Высшая школа играет в данном случае одну из ведущих ролей.
«Образовательная деятельность, в частности работа системы высшего образования, всегда будет востребована, так как мы формируем человеческий капитал. Однако в настоящее время университеты стоят перед глобальными вызовами, связанными с объективными технологическими, социально-экономическими и культурными изменениями», - заявил ректор КФУ.
Ильшат Гафуров отметил, что для обеспечения своего устойчивого функционирования в складывающихся условиях вузы должны пересматривать свои образовательные программы и соизмерять все активности с потребностями общества, государства и бизнеса.
«Необходимо массово переобучать сотрудников, ориентируясь на потребности учащихся и тех, кто проходит в наших стенах переподготовку. Так, непрерывно повышая квалификацию учителей, мы учитываем запросы общества и адаптируем под них наши программы», - сказал Гафуров и напомнил, что вопрос подготовки учительских кадров в Казанском федеральном университете является одним из приоритетных.
Ректор акцентировал внимание на том, что вуз учитывает потребности республики и готовит специалистов для приоритетных секторов экономики Татарстана, работая на существующий рынок труда.
«Если мы хотим быть востребованными, то должны и сами постоянно меняться, развивать наши программы, делать их все более практико-ориентированными, обеспечивать широкомасштабное внедрение сквозных цифровых технологий и курсов биологической грамотности на всех уровнях образования. К слову, образовательные ресурсы КФУ пользуются популярностью не только в России, но и в мире, а наличие порядка 3000 программ в цифровом формате позволяет нам создавать индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся, что является очень важным фактором на сегодняшний день».
Однако полностью полагаться на цифровые технологии, по мнению Ильшата Гафурова, нецелесообразно. С точки зрения ректора Казанского университета, они лишь являются средством хранения, обработки и передачи информации, а обучение - это, прежде всего, социальный процесс, который должен протекать во взаимодействии преподавателя со студентами и студентов друг с другом.
Подводя итоги, ректор определил образование базовым процессом для университетов, но добавил, что вузы должны идти в ногу со временем и одновременно работать на нескольких рынках, включая в себя различные виды деятельности, которые следует осуществлять эталонно, то есть вырабатывать лучшие практики.