С 26 по 28 мая в Казанском федеральном университете состоится Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2021.
В прошлом году из-за эпидемии коронавируса IFTE-2020 прошел в виртуальном формате. Несмотря на необычный формат и технические сложности организации, участниками форума стали около 900 ученых из 29 стран (120 зарубежных коллег). Форум стал самым представительным не только по охвату участников, но и по масштабу заявленных тематик: 575 докладов сделали ученые из 275 университетов, научных и образовательных организаций, включая 79 зарубежных.
Кроме того, согласно аналитике компании Microsoft, было зарегистрировано более 32 000 входов в онлайн-режиме на заседания секций форума, симпозиумов и мастер-классы.
Содержательная повестка форума включала работу 74 секций, где признанные российские и зарубежные эксперты обсуждали актуальные вызовы, стоящие перед Россией и миром в новом десятилетии в области образования.
Организаторы анонсировали, что в 2021 году форум вернется в традиционный формат проведения и пройдет в Казанском федеральном университете. Учитывая накопленный опыт проведения в виртуальном формате, ряд заседаний исследовательских групп пройдет в онлайн-режиме.
Есть ряд изменений в работе столь крупномасштабной конференции. Так, в рамках форума будет проведена I Международная конференция для молодых исследователей в области образования. К участию в конференции приглашаются студенты бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспиранты, ведущие исследования в области образования. Особое внимание будет уделено рассмотрению перспективных направлений научно-исследовательской деятельности, обсуждению вопросов формирования исследовательских компетенций молодых ученых, необходимости усиления научно-исследовательской составляющей образовательных программ.
Одним из новшеств этого года являются специальные заседания научных групп российских университетов (Special Sessions).
«Это будет особая площадка для представления лучших практик российских университетов, уникальной методологии педагогического образования, разработанной и апробированной в ведущих вузах страны, – пояснила исполнительный директор IFTE, замдиректора по международной деятельности ИПО КФУ Татьяна Баклашова. – Для нас очень важен обмен мнениями экспертов в области образования – режим межвузовского диалога в рамках конференц-пространства стал приоритетом в КФУ. Каждое специальное заседание научных групп будет посвящено одному из университетов, реализующих программы педагогического образования».
Обсуждения будут идти по трем основным темам: «Учителя для детей с особыми образовательными потребностями», «Траектории образования в эпоху экстремальных явлений», «Подготовка учителя-воспитателя в XXI веке». В качестве модераторов и дискутантов заседаний выступят ведущие международные эксперты в области педагогического образования из зарубежных университетов – партнеров КФУ.
Еще одним новшеством стало увеличение количества исследовательских групп. В связи с учетом векторных направлений государственной программы «Приоритет-2030» оргкомитет форума к 14-ти (ставших уже традиционными) группам добавил еще одну – международную исследовательскую группу «Образование в университетских школах».
«Учитывая опыт нашего взаимодействия, проекты, которые мы реализуем совместно с российскими и международными учеными уже не первый год, президент Международного форума по педагогическому образованию (IFTE), ректор КФУ Ильшат Гафуров инициировал организацию этой группы, – уточнила Т.Баклашова. – Основной задачей данной исследовательской группы станет изучение феномена университетских школ в России и за рубежом (содержание образования, технологии, системы оценивания, модели партнерства с университетом, среда и т.д.)».
Стоит напомнить, что в этом вопросе кейс КФУ уникален: редко какой университет может похвастаться наличием в своей структуре школ, реализующих программы основного и среднего общего образования.
«В Казанском университете создана уникальная форма школьно-университетского партнерства. Это и современный школьно-университетский комплекс, включивший в структуру филиала в Елабуге общеобразовательную школу, и два наших собственных общеобразовательных лицея, входящих в топ-100 лучших российских школ, и детский сад для детей с расстройствами аутистического спектра. Все наши образовательные учреждения дошкольного, начального и среднего образования – это и высококачественные базы для практической подготовки студентов, и площадка для исследований, что усиливает исследовательскую ориентированность педагогического образования в КФУ», – пояснила Татьяна Александровна.
Основной темой VII Международного форума по педагогическому образованию станет «Педагогическое образование: Новые вызовы и цели».