Семинар «Взаимодействие: от клетки до человека», посвященный 30-летию партнерского договора между Гиссенским университетом и КФУ, объединил представителей самых разных наук.
«30 лет назад наша страна переживала трудные времена, – рассказывает куратор партнерства со стороны Гиссенского университета, завкафедрой микробиологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Ольга Ильинская. - Тогда был жив еще Советский Союз, но он уже был близок к распаду. В это время нас поддержал Университет Гиссена имени Юстуса Либиха. Это была не просто формальная поддержка. Были привлечены средства Немецкой службы академических обменов для приема наших преподавателей, студентов и их поддержки в плане освоения новых методов, знакомства с аппаратурой. 30 лет – это уникальный срок. Прошлый, двадцатилетний, юбилей мы отмечали в Гиссене. Тогда Немецкая служба академических обменов признала наше партнерство идеальным примером для других. Я очень рада, что сейчас к нам приехали почти 30 участников с немецкой стороны. Мы должны поддерживать наше партнерство, и наша основная цель – расширение спектра взаимодействия и привлечение молодых».
После своего выступления на секции «Новые подходы к социально-гуманитарному знанию» (подсекция: «Языковые проблемы в исследованиях Гиссенского и Казанского университетов») о представленном докладе нам рассказала профессор Моника Вингендер, которая является куратором партнерства со стороны Гиссенского университета:
«В своей работе «Билингвизм и многоязычие между единством и разнообразием: социолингвистические подходы и методы анализа» я сопоставила различные ситуации в Восточной Европе и говорила о России. В Конституции Российской Федерации написано, что Россия – многонациональное государство. В России государственный, федеральный язык один, и это хорошо. Что касается республик, то там к языковому вопросу нужно подходить индивидуально. В Татарстане два государственных языка. Почему не функционирует языковой билингвизм? Это вопрос. Сейчас татарский в школах уже необязательный. Это повод для дискуссии».
Об исследованиях, которые ведутся в лаборатории магнитной радиоспектроскопии и квантовой электроники Казанского федерального университета и посвящены синтезу и апробации в биомедицинских применениях кристаллических фторидных наночастиц рассказал на семинаре Алексей Низамутдинов, доцент кафедры квантовой электроники и радиоспектроскопии Института физики КФУ.
Доклад, который он прочитал на секции «Новые междисциплинарные подходы в изучении живых систем» (подсекция: «Потенциал физических и химических методов в медицине и биологии»), называется «Фотосенсибилизаторы фторидных наночастиц для фотодинамической терапии».
«Под руководством Вадима Владимировича Семашко и Стеллы Леонидовны Кораблевой мы развиваем направление создания функциональных наночастиц для фотодинамической терапии, – сообщил нам физик. - Нами были представлены результаты исследования наночастиц, активированных ионами празеодима. Такие материалы перспективны как широкодиапазонные нанотермометры для визуализации биологических тканей. Нам удалось повысить их эффективность за счет формирования структуры ядро-оболочка. Также были представлены первые результаты того, как клетки поглощают такие наночастицы. На семинаре я рассказал и о результатах разработки фотосенсибилизатора для комбинированной фотодинамической терапии. Такой материал способен поглощать квант проникающего излучения и преобразовывать его в энергию для активации препарата фотодинамической терапии. В данном случае нам удалось объединить такую наночастицу с препаратом «Радахлорин».
Тема доклада профессора восточно-европейской истории Гиссенского университета Томаса Бонна, с которым он выступил на секции «Новые подходы к социально-гуманитарному знанию» (подсекция «Международная составляющая современных проблем науки») звучит довольно непривычно - «Вампиризм в Древней Руси? Восточнославянский вариант «Посмертной магии».
Вот какой информацией поделился с нами профессор Бонн:
«Я исследовал феномен вампиризма в древнерусской культуре. В русской летописи есть сведения о том, что в Полоцке в 11 веке свирепствовала эпидемия (одни историки считают, что было отравление спорыньей, другие - эпидемия гриппа – прим. ред.), и люди тогда говорили, что виноваты в ней упыри. Они появляются, когда мертвых не сжигают, а хоронят. В русских летописях и «Слове о полку Игореве» оборотнем называют полоцкого князя Всеслава, возможно, потому, что он воевал против Киевского княжества. В западной мифологии подход к вампиризму иной. Например, его характерной чертой считается «кровопитие». Мой интерес к проблеме вампиризма начался с интереса к Владу III Басарабу – прототипу главного героя романа Брэма Стокера «Дакула», когда я посмотрел фильм о Дракуле. Так вот у Брэма Стокера подход к вампиризму совершенно другой. В 19-20 веке в западной культуре возник новый миф. Живые боялись мертвых не только когда была эпидемия, но и когда совесть была нечиста, и не было шансов попасть в рай. У многих народов есть мифы и легенды о вампирах. Кстати, существует ли такой феномен в татарской культуре?"