На портале «Могу писать» открыт онлайн-курс по работе с естественными би- и полилингвами в дошкольной организации, школе и семье.
Инициатива создания международного практикоориентированного курса, его разработка принадлежат кандидату педагогических наук Екатерине Кудрявцевой – научному руководителю международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института КФУ. Программа основана на разработанных вузом технологиях по интеграции инофонов и почти 20-летнем опыте работы членов Международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации в так называемых «русских школах» за рубежом, в странах СНГ и российских образовательных организациях с представителями различных диаспор.
О причинах создания и востребованности онлайн-курса рассказала Екатерина Львовна:
«Во-первых, среди множества предлагаемых сегодня курсов и семинаров, вебинаров на данную тему лишь незначительная часть разработана практикующими педагогами, живущими и работающими в би- и полилингвальной образовательной среде вне РФ. Однако абсолютное большинство слушателей подобных курсов – это родители и педагоги национально-русских и русско-национальных билингвов за пределами нашей страны. Следовательно, оптимальной оказывается ситуация, когда авторы-разработчики курса – практикующие на ниве образования би- и полилингвов специалисты, ежедневно и не один год подряд сталкивающиеся с данной целевой группой, сопровождающие и наблюдающие ее развитие, а также фиксирующие и систематизирующие свои наблюдения. То есть педагоги-методисты, педагоги-исследователи.
Не менее важно, и это вторая причина создания данного курса, взаимодействие педагогов с психологами, логопедами, социальными работниками, результаты и продукты которого вошли в состав курса, поскольку работа с би- и полилингвами – не оттачивание языков, а понимание оснований коммуникации во всей сложности ее как системы. Язык всего лишь термометр, сигнализирующий состояние ученика. Нам же для правильного «лечения» важно понимать первопричины («анамнез» би- и полилингвизма) и уметь влиять на них с пользой для ребенка. Даже если это влияние ограничится правильным выбором логопеда или школы.
Третья причина – необходимость предоставления слушателям курсов самой современной, актуальной информации о научных исследованиях в области би- и полилингвизма в разных странах мира. Так, пальму первенства в изучении экстралингвистических параметров личности в связи с многоязычием и межкультурной коммуникацией сегодня удерживают Канада, США, Израиль. Востребованы предложения практических, готовых к использованию материалов для внедрения в образовательную деятельность. Причем материалов, отвечающих вызовам международного научного сообщества ХХI века, конкурентоспособных и делающих конкурентоспособными наших учеников.
И, наконец, четвертая причина – необходимость обучения педагогов-практиков саморефлексии и критическому мышлению относительно используемых ими материалов; а родителей – осознанному выбору траектории развития ребенка с учетом его, а не своих желаний и мотивов. Потому что только мотивированные педагоги и мотивированные дети могут стать успешными членами мира INTER, мира нашей реальности».
В базовой части курса слушателям предлагаются вебинары по темам: «Постановка проблемы. Основы образования в поликультурной и полилингвальной (билингвальной) среде. Специфика личности ученика и педагога в образовании INTER», «4 статуса русского языка в мире (взгляд из Европы). Билингвы и РКИ: CLIL, CEFR и другие», «Компетентностный подход и надпредметное отслеживание развития ребенка. Технология наблюдения и саморефлексии. «Календарь-портфолио дошкольника».
Специфика работы с КПД с детьми-билингвами дома и в образовательном центре», «Технология «перспективного чтения» как основа INTER-образования ХХI века («Сказкотека»). Работа с билингвами в технологии «Истории в 6 словах», «Смешанные аудитории (разноуровневые и разновозрастные классы и группы) и работа в них. Технология перевернутого класса и обеспечивающие ее инструменты. Ментальные карты, интеллект-карты, интерактивные плакаты», «Особенности игровой деятельности. Геймификация и образовательная игра в ситуации INTER-образования билингвов ХХI века», «Основы тестирования би- и полилингвов в мире: обзор вариантов.
Выбор вариантов тестирования естественных русскоязычных билингвов в соответствии с запросами целевой аудитории. От TELC до ТРКИ», «Комплексное диагностическое тестирование: история создания и специфика», «Проектирование как ответ на вызовы ХХI века. Мини-проекты на занятии с билингвами и вне его. Успешные образовательные проекты билингвов для билингвов».
Во второй части курса, которая начнется в январе 2018 г., будут предложены новые темы, включающие медиакомпетенции, модульное мобильное образовательное пространство, технологии «говорящих стен» и «умного пола», а также онлайн- и офлайн-тандемов, игры для билингвов и монолингвов, входное и итоговое тестирование.
Участники, уже завершившие прохождение базовой части курса, отмечают:
«Прекрасно, что можно начать курс в любое время и проходить его в удобном для себя темпе, получая подробные онлайн-консультации авторов курса», «Мы могли сами для себя выбрать тему аттестационной работы. Так, чтобы ее выполнение помогло нам здесь и сейчас, в нашей работе. И всегда получали профессиональную поддержку лектора курса», «Кроме вебинаров, которые можно просматривать в записи любое количество раз, я получила прекрасные материалы для своей работы, с которыми сразу пошла к детям. И урок состоялся! Только эти материалы уже обошлись бы мне в цену, равную цене всего курса, если бы я их покупала», «Авторы пособий, которые даны в раздатке к курсу, – педагоги, психологи, логопеды-практики. У нас с ними все общее. Потому и пособия действительно полезные, и объяснения, консультации не «вообще», а «по делу». Все четко структурировано и внятно донесено».
Организаторы приглашают присоединиться к онлайн-курсу заинтересованных педагогов и родителей.