Ежегодно обучающиеся Казанского федерального университета принимают участие в программе «Сириус. Лето: Начни свой проект» Образовательного Фонда «Талант и успех», созданного по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина. В 2022/2023 учебном году 35 обучающихся КФУ работали в качестве наставников для школьников – участников программы.
Ежегодно, начиная с 2020 года, обучающиеся КФУ принимают участие в конкурсном отборе Всероссийской образовательной инициативы по поиску и реализации научно-технологических проектов школьниками под руководством наставников «Сириус. Лето: Начни свой проект».
В 2020/2021 учебном году участниками программы стали 27 обучающихся университета. В 2021/2022 учебном году победителями программы стали 33 обучающихся КФУ. В 2022/2023 учебном году в программе приняли участие уже 35 обучающихся Казанского университета, которые работали в качестве наставников для школьников – участников программы «Сириус. Лето: Начни свой проект».
Программа направлена на то, чтобы школьники 7–11 классов в течение лета смогли найти задачу для проектной работы в следующем учебном году, связанную с актуальными, современными проблемами науки, технологии, бизнеса, а также наставника из числа студентов региональных вузов, который поможет разобраться в задаче и будет сопровождать школьника в течение всего проекта.
«Для школьников программа «Сириус. Лето: начни свой проект» – это возможность включиться в работу над актуальной практической задачей, определиться с профессией и подготовить проект для участия во всероссийских и международных конкурсах. Для обучающихся КФУ – это практика по формированию и развитию организаторских способностей и отработки полученных в вузе компетенций», – сообщил руководитель Центра по организации временной занятости обучающихся Департамента по молодежной политике КФУ Наиль Вяльшин.
Наставниками в 2022/2023 учебном году стали студенты Института международных отношений, Института геологии и нефтегазовых технологий, Химического института им. А.М. Бутлерова, Института филологии и межкультурной коммуникации, Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, Института фундаментальной медицины и биологии, Института управления, экономики и финансов, Института физики, Юридического факультета и Елабужского института КФУ.
Основными заказчиками проектов выступили: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, ООО «Битроникс», Ижевский электромеханический завод «Купол», Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова Минздрава России, Дальневосточный федеральный университет и Казанский национальный исследовательский технологический университет.
Оплата труда обучающихся КФУ – наставников программы осуществлялась путем выделения государственной субсидии университету. Среднемесячная заработная плата обучающихся составила порядка 14 500 рублей. В течение реализации проекта наставники работали с командой школьников над реализацией выбранной задачи, взаимодействовали с заказчиками проектов и со своими подопечными, которым оказывали всестороннюю помощь и поддержку.
Команда школьников под наставничеством студентки 4 курса Института международных отношений Кристины Витковской разработала концепт социальной сети для предпринимателей – сайт для соискателей и компаний, которым требуются сотрудники. Там имеются странички компаний и частных лиц, анкеты, чаты, рекомендательная система, которая будет подсказывать пользователям, на какого специалиста или работодателя обратить внимание в зависимости от потребностей.
Под наставничеством студентки 2 курса Института фундаментальной медицины и биологии Полины Глушко ребята работали над проектом по получению удобрения для озеленения из органических отходов, образующихся при благоустройстве территории предприятий. В результате работ был разработан метод «шагающей грядки», проверка функциональности которого проводится на территории завода «Магнезит» в городе Сатке Челябинской области.
Под наставничеством студентки 1 курса магистратуры Института геологии и нефтегазовых технологий Виолетты Моховой была проведена количественная оценка явления гистерезиса смачивания глин водой.
На данный момент стартовал четвертый сезон проекта – в срок до 31 августа осуществляется прием проектных задач от партнеров.
Уже совсем скоро, с 7 сентября обучающиеся КФУ по программам бакалавриата, магистратуры смогут подать заявку на участие в программе в качестве наставников.