В преддверии начала учебного года эксперты Казанского федерального университета ответили на извечный вопрос – должны ли родители помогать детям в выполнении домашнего задания и как воспитать самостоятельную личность.
Задание на дом дается ученику с целью закрыть возможные образовательные дефициты, говорит доцент кафедры начального образования Института психологии и образования КФУ Лейсан Каюмова. В этом случае родитель выступает в роли так называемого тьютора.
«Родитель должен быть рядом, сопровождать ребенка, но ни в коем случае не делать за него домашнее задание, – считает доцент. – Родитель может тихонечко объяснить ребенку, что он человек взрослый, и может проверить, как выполнено задание. Если задание очень сложное, например, написать сочинение – для ребенка это довольно трудное творческое задание, то родитель может почитать работу, высказать свое мнение, причем не в категории "это неправильно", "это мне не нравится", а именно мнение: какие элементы можно было бы ярче раскрыть, что имел ребенок в виду, когда описывал героя либо какие-то события. Здесь должна быть позиция как бы редактора, который комментирует и делится советами».
Эксперт КФУ рекомендует родителям отслеживать логику решений ребенка, прививать личную ответственность, научить планированию.
«Если, допустим, ребенку необходимо вычислить объемы данных, которые находятся только сложением, но ребенок пытается умножить, то родитель должен этот момент с ним обговорить – почему он так думает? Мы должны как раз-таки обсудить сам процесс поиска пути решения, алгоритмов организации работы. Есть такая известная шутка: "Мне на завтра надо слепить снеговика из еловых шишек". С ребенком нужно изначально договориться, что ребенок должен научиться планировать свою работу», – объясняет Каюмова.
Заведующая кафедрой педагогической психологии ИПО Ирина Лушпаева в интервью Центру медиакоммуникаций КФУ рассказала, что домашнее задание выполняет две очень важные функции.
«Во-первых, домашнее задание – это такая форма работы для ребенка, где он может самостоятельно применить все те знания, которые он получил на уроке в школе, это очень важная составляющая для психического развития ребенка. Во-вторых, домашняя работа имеет принципиальное значение для развития личностных качеств ребенка, таких как настойчивость, самостоятельность, проявление познавательной активности, умение добывать дополнительную информацию, в случае если ему чего-то было недостаточно на уроке», – рассказала она.
Психолог отметила, что родители – не педагоги. Они не владеют профессиональными методиками обучения, поэтому помогать они, конечно, могут, но так, как учили их в свое время.
«Первый конфликтный вопрос – это когда родитель объясняет так, как его учили в школе, а сегодня ребенка обучают несколько иначе. И у ребенка возникает некий когнитивный диссонанс, когда он говорит: "Нет, нам учительница по-другому объясняла, неправильно ты рассказываешь", а родители отвечают: "Ну как неправильно? Мы же выучили! Мы тоже умные!". В таком случае помощь родителей будет неуместна», – предупредила завкафедрой педагогической психологии.
Экспертным мнением поделились ведущие учителя лицеев Казанского университета. По словам заслуженного учителя Российской Федерации, народного учителя Татарстана, учителя информатики Лицея им. Н.И. Лобачевского КФУ Сергея Михайлина, одна из составляющих успешного ученика – внимание родителей.
«Родитель сейчас должен все время, как говорится, держать руку на пульсе – все время интересоваться школьными делами, как обстоят дела по предметам. Не все же родители могут знать физику или математику, геометрию, но нужно постоянно интересоваться делами ребенка, и если родители этого не будут делать, то 100 процентов – успеваемость снизится, по оценкам это легко отследить», – заверил учитель.
К слову, педагог много лет является наставником одаренных детей, проявляющих глубокий интерес к программированию. Их он готовит к турнирам и олимпиадным состязаниям. Вот наставление Сергея Михайлина:
«Нужно обязательно показывать, что успех – вот он! Скажите ребенку: "Месяц назад ты вообще ничего не знал, а вот мы с тобой позанимались, и смотри какие у тебя результаты!" Именно родители должны показывать этот огонечек – успех. Если ребенок перестает верить в свои силы, если у него все время двойки, двойки, двойки, то идите к успеху, хотя бы к его краешку. Это могут дать только родители».
Победитель конкурсов «Учитель года Казани – 2019» и «Учитель года Татарстана – 2019», призер конкурса «Учитель года России – 2019», учитель биологии СУНЦ IT-лицея КФУ Наиль Мирсаитов убежден, что «хорошая практика – найти баланс». Родитель, по его словам, своим примером может показать ребенку, как важно учиться и решать поставленные задачи, однако крайне важно чувствовать меру.
«Слишком активное вмешательство может препятствовать развитию самостоятельности у ребенка, уверенности в своих силах. Помощь может привести к зависимости ребенка от взрослого, в результате чего он будет полагаться на чужую поддержку, вместо того чтобы пытаться решить проблему самостоятельно, – подчеркнул учитель IT-лицея. – Иногда помощь может восприниматься как давление, что может негативно сказаться на самооценке ребенка и вызвать стресс».
Ранее эксперт КФУ собрала гардероб первоклассника – 2024.