Завершился третий сезон Всероссийской образовательной инициативы по поиску и реализации научно-технологических проектов школьниками под руководством наставников «Сириус. Лето: начни свой проект» в Республике Татарстан.
«Казанским федеральным университетом в этом сезоне сформировано 26 проектных задач, зарегистрированы в качестве потенциальных наставников проектов 57 студентов, разработаны 29 проектов», – сообщила директор Центра по работе с одаренными школьниками Департамента образования КФУ, член жюри финала проекта в Республике Татарстан Диляра Муравьева.
Защиты проектов проходили как онлайн, так и очно на базе Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи.
Центру медиакоммуникаций КФУ Д. Муравьева рассказала, что в течение лета школьники и студенты искали задачу для проектной работы в следующем учебном году. Поясним, она должна была быть связана с актуальными, современными проблемами науки, технологии, бизнеса. Также проект предусматривал поиск наставника из числа студентов региональных вузов, который поможет разобраться в задаче и будет сопровождать школьника в течение всего года.
Призерами в номинации «Инвестиционно-привлекательный проект» стали учащиеся СУНЦ IT-лицея Руслан Шарафутдинов, Данияр Шарафутдинов, Амир Бадертдинов с проектом «Синтез и магнитные свойства высокотемпературного сверхпроводника YBa2Cu3O7-x». Наставником ребят выступила студентка Института физики Айгуль Шамсиева, руководителями – доценты кафедры общей физики Института физики Олег Недопекин и Руслан Батулин.
«Так как тема для ребят была новая, вопросов возникало много как по физике, так и по химическим процессам. Ребята – молодцы, разобрались: теоретическую и экспериментальную работу выполнили, – поделился мнением О. Недопекин. – Если они поступят в Казанский университет, то смогут продолжить исследование этой темы уже в стенах вуза. Мечта физиков – сверхпроводимость при комнатной температуре».
Методом твердофазного синтеза был получен высокотемпературный сверхпроводник YBa2Cu3O7-x. Были тщательно смешаны порошки трех оксидов (оксида бария, оксида иттрия и оксида меди), которые затем выпекались при температуре 900 градусов в течение 12 часов. С помощью рентгенофазового анализа (РФА) была исследована структура полученного кристалла и найдены параметры его ячейки. Также было проведено компьютерное моделирование кристалла, по которому были определены его параметры, градиент электрического поля, зонная структура и плотность электронного состояния.
«В роли наставника в проекте "Сириус. Лето" я участвую уже третий год, и, надеюсь, не последний. С каждым годом программа становится круче и интереснее. В этом году для наставников организовали обучение, где спикеры подробно рассказывали о том, как лучше всего подготовить проект, какие этапы рассмотреть, на чем сделать акцент и какой результат от нас хотят увидеть жюри конкурса. Это очень помогло нашей команде в успешной презентации проекта», – отметила наставник, магистрант второго года обучения А. Шамсиева.
Она призналась, что с командой в этом году ей очень повезло. Ребята были активными и заинтересованными на протяжении всего проекта.
«Мы с ними очень много занимались и в институте, и дистанционно. Самое главное, всегда были на связи, поэтому работать было легко. Знания ребят я оцениваю на все 100. Радует, что они показали целеустремленность, желание изучать новое, стремление к победе! Они были активными, держались уверенно, с достоинством отвечали на все сложные вопросы. Думаю, такой заряженный настрой в совокупности с полученными знаниями помогли им отлично выступить и занять призовое место», – добавила она.
Также призерами в этой же номинации стали авторы проекта «Разработка настольного релаксометра ядерного магнитного резонанса», учащиеся IT-лицея Дмитрий Волгин, Даниил Низамбиев, Камал Янгиров. Наставниками ребят стали студенты Тимур Исламов и Илья Сидоров, руководителем – заведующий кафедрой физики молекулярных систем Института физики Владимир Скирда.
«Проект решает недостаточную распространенность ЯМР-релаксометров на рынке России. В проекте мы с нуля проектировали платы блоков, из которых он состоит, и их 3D-модели. Метод позволяет получить представление о внутренней структуре вещества в течение нескольких минут. Альтернативные методы диагностики требуют большего времени либо оказывают разрушающее воздействие на исследуемый объект», – кратко обозначил тему проекта ученик 10 класса лицея Даниил Низамбиев.
Наставник, магистрант первого года обучения Института физики Илья Сидоров рассказал, как осуществлялась работа с подопечными:
«Теорию мы старались преподносить без большого количества формул, чтобы излишне не нагружать учеников, больше упор делали на качественное понимание материала. Также мы старались проводить небольшие тестирования по пройденному материалу после каждой темы. Если у участников возникали вопросы, мы проводили дополнительные индивидуальные занятия».
К слову, труд принес дополнительные плоды. Учащиеся стали призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и Всероссийской (с международным участием) научной конференции учащихся имени Н.И. Лобачевского.
В течение проекта наставники работали с командой школьников над реализацией выбранной задачи, взаимодействовали со своими подопечными и всячески им помогали, при этом обеспечивая обратную связь с представителями партнера. Партнерами программы выступают ведущие индустриальные компании и научные институты.