В Императорском зале Казанского федерального университета с лекцией «Университеты: вчера, сегодня, завтра» выступил перед учащимися 10 и 11 классов Лицея имени Н.И.Лобачевского КФУ директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций вуза Михаил Щелкунов.
Так по традиции школьники отметили общелицейский День науки. Михаил Дмитриевич сообщил, что вот уже 12 лет читает представителям подрастающего поколения в этот день научно-просветительскую лекцию на одну из актуальных тем. В этом году доктор философских наук, профессор решил познакомить лицеистов с историей развития университетов и объяснить, почему менялись их миссии.
В начале выступления М.Щелкунов подчеркнул, что университет является драйвером развития образования.
«Современный университет конца XX – начала XXI века сочетает в себе три основные миссии. Первая – образовательная, это обучение профессиональным знаниям, умениям и навыкам в единстве с личностным воспитанием. Вторая миссия – научно-исследовательская. Университет не может существовать без постоянного проведения научных исследований с целью использования полученных результатов в учебном процессе. Третья – предпринимательская. Эта миссия заключается в том, что университет привлекает финансовые ресурсы, производит инновации, коммерциализирует собственные научные результаты», – рассказал Михаил Дмитриевич.
Далее лектор предложил совершить небольшой экскурс в историю развития университетов. Он сообщил, что существует три поколения университетов. Университеты первого поколения, существовавшие в XI-XVIII веках, обладали одной-единственной миссией. Она заключалась в передаче накопленных знаний.
Первый европейский университет, сказал Михаил Щелкунов, появился в Италии, в городе Болонья, в 1088 году, а это значит, что через 66 лет будет отмечаться 1000-летие возникновения университетов.
«С XIX века по конец XX века университет приобретает вторую миссию – производство научных исследований», – проинформировал директор ИСФНиМК.
Эталоном второго поколения университетов является, по словам профессора, Университет Гумбольдта в Берлине.
«Основная идея университетов нового типа: не может быть образования без опоры на науку», – заметил он.
Говоря о современных университетах, Михаил Дмитриевич отметил, что они отличаются тем, что развивают компетенции – навыки деятельности.
«В современном мире важно овладевать не только и не столько знаниями, сколько компетенциями. Это важнейший принцип современного обучения. Практически не остается университетов, которые бы просто учили. Подавляющее большинство – компетентностно-ориентированные», – подытожил он.
Во второй части лекции доктор философских наук рассказал лицеистам о Казанском федеральном университете: о том, как он развивался и что представляет собой сегодня.