Продолжается рубрика «По ту сторону работы», в рамках которой преподаватели и сотрудники вуза рассказывают о своих увлечениях. Героем нового выпуска стала доцент кафедры национальных и глобальных медиа Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Резеда Зайни.
Для кого-то вязание – это бабушкино ремесло из прошлого. А для кого-то – путь к творчеству и дружбе без границ. Резеда Зайни рассказала, как хобби, начатое в детстве, превратилось в дело жизни, в котором нашлось место целым благотворительным проектам.
Интерес к вязанию у нашей героини возник еще в детстве.
«В доме всегда были клубки и спицы, мама, как и большинство советских женщин, умела вязать. Делала она это нечасто, но мастерски. Память хранит образы ее изделий. Забегая вперед, отмечу, что как только прошли тяжелые времена и появилась возможность купить любую вещь в магазине, она перестала вязать и больше никогда не возвращалась к этому виду творчества», – рассказывает доцент.
Более того, даже сейчас мама относится к увлечению дочери с настороженностью: называет вязание «ненужной тратой денег». Для Зайни вязание стало способом самовыражения, медитацией и поводом для радости.
«Несмотря на то, что в детстве я очень хотела вязать, никто меня особо этому занятию не учил. Мама показала, как делать лицевые петли. Всему тому, что я умею сейчас, научилась по книгам, а затем по Интернету. Примерно до 33 лет я вязала эпизодически, не сильно увлекалась этим занятием. Но в 2008 году попала на форум русскоязычных вязальщиц со всего мира. Мы общались, учились друг у друга, советовались, вместе вязали, выбирали пряжу, делились описаниями вязания конкретных изделий. Между прочим, с некоторыми из них общаемся до сих пор», – отмечает преподаватель.
Самым первым изделием, созданным своими руками, стала шерстяная юбка для двухлетней сестренки. Сама вязальщица тогда была 12-летней девочкой. Юбка получилась такой красивой, что ее носили, пока она окончательно не стала мала.
«С тех пор каждое завершенное изделие – это чувство победы. Именно это желание побеждать в каждом новом проекте толкает на освоение новых техник, пробу новой пряжи, поиск новых форм. Один только свитер можно связать десятками способов: регланом сверху или снизу, с японским плечом, методом погона, с втачным рукавом», – делится техниками собеседница.
Покупка пряжи является почти отдельным хобби. Разнообразие фактур и цветов впечатляет. Не зря увлеченных вязальщиц в шутку называют «хомяками» за страсть к коллекционированию мотков.
У самой героини около 10 килограммов пряжи дома, и она старается не превышать эту «контрольную цифру». 100 граммов хорошей пряжи стоит 600–800 рублей, а на свитер уходит около 500 граммов.
«Альтернатива – бобинная пряжа, она предназначена для фабрик, но ее активно используют и частные вязальщицы. Благодаря ей можно позволить себе роскошь натуральных материалов: кашемир, як, ангора, альпака, шелк, лен, хлопок», – комментирует Резеда Зайни.
Последние два года преподаватель увлекается вязанием носков, но не простых, а ярких, полосатых, с узорами. Для них покупается специальная пряжа: прочная, красочная, изделия из которой можно стирать в машинке.
«Кроме того, вязание для меня – это и способ помогать. Существуют благотворительные проекты, такие как: "28 петель"– одежда и игрушки для недоношенных малышей, "40 петель"– теплые вещи для пожилых людей и детей из детских домов. И, конечно, тысячи носков, варежек и жилетов, связанных для участников СВО», – рассказывает преподаватель.
Наша героиня вяжет только на спицах, крючок оказался «не ее», результат не радовал, а спицы – это любовь.
«У каждой вязальщицы есть целый арсенал инструментов: моталки, наконечники, блокаторы, счетчики, проектные сумки. Все это делает процесс комфортнее и вдохновляет на новое», – говорит доцент.
Резеда Зайни старается выделять своему любимому занятию пару часов в день. Но в периоды экзаменов, зачетов, подготовки учебных планов вязание откладывается. К примеру, на изготовление свитера уходит месяц, носков – четыре дня.
«Иногда новый проект требует освоения сложной техники, приходится распускать и вязать заново. Но это только подогревает интерес. За почти два десятилетия связано более 300 изделий. Большинство из них были подарены, проданы, отданы», – делится Зайни.
На заказ она не работает принципиально.
«Хобби – это удовольствие, а не обязанность. Превращать его в бизнес – значит убить магию. Да и труд вязальщицы недооценен, хороший свитер на заказ может стоить 20–80 тысяч рублей, и это вполне обоснованно», – отмечает доцент.
Совмещать преподавание и вязание непросто. Иногда приходится жертвовать сном. Шутки на эту тему среди вязальщиц ходят десятками, по словам Зайни, ночь делится на «еще рано» и «уже не ложиться».
«Сериалы мы не смотрим, мы их слушаем. Уборка – для тех, кто не вяжет, и много других крылатых выражений. Но за шутками – серьезное отношение. Для многих вязание не просто досуг, а способ быть собой. Неудивительно, что сейчас появляются слоганы вроде: "я вяжу, а в чем твоя суперсила?" или "прочь стереотипы: вязание – это модно!" Их печатают на футболках, сумках, открытках», – делится преподаватель.
У Резеды Зайни большие планы, вести свою страничку «ВЯЗкое хобби» в соцсетях, составлять описания для собственных моделей, осваивать новые техники, пробовать разные виды пряжи. Открывать себя в творчестве и делиться им с другими.
Стать участником проекта «По ту сторону работы» может каждый, о своем желании необходимо написать нам: pressa-kfu@mail.ru. Ранее о своем увлечении – конный спорт, рыбалка и «тихая охота» – рассказал доцент кафедры высокомолекулярных и элементоорганических соединений, научный сотрудник НИЛ «Синтез физиологически активных веществ» Химического института им. А.М. Бутлерова Семен Романов.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.