Сегодня состоялось четвертое заседание Республиканского родительского интернет-собрания, посвященное методикам преодоления конфликтных и кризисных ситуаций в жизни детей и подростков. Тема заседания – «Стресс у ребенка: как распознать и чем помочь?» Модератором собрания выступила заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Лариса Сулима.
Проект «Республиканское родительское интернет-собрание» стартовал 17 ноября 2017 года. Это совместная инициатива Министерства образования и науки Республики Татарстан и Общественного совета при Минобрнауки РТ.
В работе собрания приняли участие клинический психолог психологического отделения ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ», психолог-эксперт Российского психологического общества по Приволжскому федеральному округу Лия Бодрова, педагог-психолог ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ, общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в РТ, руководитель Ассоциации школьных психологов РТ Эльвира Башлай, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии развития и психофизиологии КИУ Татьяна Макаренко, директор Академии центра творчества и развития «Созвездие талантов» Алита Галиуллина.
Начиная интернет-собрание, замминистра образования и науки РТ Лариса Сулима выразила благодарность родителям за активное участие и отклики на подобные мероприятия, подчеркнув, что предыдущее собрание посмотрели более 12 тыс. человек. По ее словам, сегодня интерес родителей к вопросам воспитания детей весьма велик.
Эксперты интернет-собрания обсудили, как стресс влияет на организм и жизнедеятельность человека, как связаны проблемы родителей и детей, что вызывает стресс, как с ним справиться родителям и как помочь ребенку.
Об особенностях стресса в различные периоды жизни рассказала психолог-эксперт Лия Бодрова. По ее словам, существуют три стадии стресса: тревога, сопротивление и истощение. Важно обучать детей и подростков реалистическому мышлению. Между детьми и родителями, полагает эксперт, должна возникнуть двусторонняя связь.
На основе диалога построила свое выступление педагог-психолог Лицея имени Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета Эльвира Башлай.
«Детские врачи и психологи пришли к выводу, что стрессам подвержены дети, которые растут в условиях семейного разлада, страдают от дефицита общения с взрослыми, не имеют ежедневной поддержки, - озвучила данные исследований психолог. – Часто именно в семье ребенок получает первые душевные травмы, сталкиваясь с равнодушием и безразличием взрослых».
Обращаясь к родителям, которые смотрят интернет-собрание, Башлай отметила важность осознания того, что дети отвергают тех, кто только упрекает, проявляет свою неискренность, читает нотации и подавляет их мнение.
«В подростковом возрасте многие дети начинают вести дневник, создавая, своего рода, убежище, где никто его не стесняет. Для детей и подростков стресс – это все, что может эмоционально ранить: обидное слово, конфликт со сверстниками, безответные чувства, – пояснила она. – Стрессовая ситуация наступает на фоне переживаний, с которым ребенок не может справиться».
По мнению эксперта, агрессия порой – это попытка ребенка привлечь к себе внимание, к своей проблеме. В этой связи родительская зоркость и интуиция заключаются в том, чтобы заметить под маской раздражения и агрессии крик о помощи.
«Самое страшное, когда дети рассчитывают на понимание, а вы произносите вслух: «Это ты во всем виноват», «Делай, как знаешь, нам все равно». Среди распространенных ошибок, которые допускают родители – взрослые перебивают ребенка, не дают возможность сказать свою мысль до конца, рассказать о своих чувствах. Если родители стали доверенным лицом, то нужно найти разнообразные способы поддержки. Родительская поддержка должна быть основана на том, чтобы помочь почувствовать себя нужным, – это большой душевный труд – находить слова и время для детей», - полагает Э.Башлай.
Если у родителей нет времени, то дети и подростки всегда найдут кого-то в Сети, кто окажет им мнимую помощь, которая может оказаться роковой. Глубокие и эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил.
Далее Эльвира Башлай подробно остановилась на такой стрессовой ситуации, как подготовка и сдача экзаменов при поступлении в учебное заведение.
«В ходе исследований было выявлено, что дети боятся ЕГЭ только из-за того, что находятся под давлением родителей, боятся не оправдать их ожиданий, - подчеркнула она. – Нужно помочь ребенку поверить в успешность результата, изменить отношение к самому экзамену, как к пути в новую жизнь».
По мнению психолога, поддержка заключается не только в вербальном общении, но и в объятиях, прикосновениях.
«Необходимо стараться быть оптимистами, которые рассматривают стрессовые факторы как вызов, а не как катастрофу», - резюмировала педагог-психолог Эльвира Башлай.
В ходе собрания эксперты отвечали на вопросы родителей. По итогам мероприятия эксперты вынесли ряд актуальных тем для дальнейшего обсуждения.
Очередное интернет-собрание на тему «Выбираем профессию или будущее» состоится 23 марта.