Заведующий кафедрой клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета Руслан Хакимзянов объяснил, на что нужно обратить внимание, выбирая будущую специальность.
«В первую очередь следует оценить свои знания, умения и навыки, но не стоит забывать про интересы и склонности. Детские мечты и хобби – это тоже аргумент при выборе профессии. Опираясь на них, мы можем понять глубинные мотивы, идущие из детства. В то же время, если человек хочет следовать за мечтой, его решение должно быть хорошо обдуманным, взвешенным», – сказал, вступая в разговор, Руслан Хакимзянов.
Как правило, школьнику непросто бывает определиться с будущей специальностью, и он колеблется между несколькими.
«На месте абитуриента я обсудил бы свой выбор с родителями. Они прошли долгий путь в своем профессиональном становлении, у них есть уникальный опыт, который может быть субъективным, но учитывать его все-таки необходимо. Поговорите о профессиях с родственниками, друзьями и знакомыми. Всесторонне изучив мнения других людей, будет легче принять свое решение», – рекомендовал эксперт.
Кроме того, по словам психолога, нужно пытаться спрогнозировать, насколько выбранная профессия будет востребована через несколько лет, когда сегодняшний абитуриент окончит обучение в вузе и выйдет на рынок труда.
Часто друзья поступают «за компанию» в один вуз на одно направление подготовки. Так делать не стоит, уверен психолог. Нет универсальных профессий, которые подходят всем.
В интернете есть множество тестов на профориентацию. Насколько стоит им доверять, спросили мы у Руслана Хакимзянова.
«Во-первых, эти тесты, как правило, уже морально устарели и не отражают ситуацию на современном рынке труда, – говорит заведующий кафедрой клинической психологии и психологии личности. – Во-вторых, я рекомендовал бы пользоваться ими только в работе с психологом. Это необходимо для правильной интерпретации их результатов».
Только профессионал может правильно соотнести личностные особенности человека с требованиями профессии, уверен он.
«Школьник может сам пройти тестирование и выяснить, к примеру, что его интересует медицина. Казалось бы, все отлично, так как он с детства мечтал стать хирургом. А вот оценка личностных особенностей учащегося может показать, что он очень коммуникабельный, у него есть потребность в большом социальном окружении, с которым он готов постоянно делиться эмоциями. Именно поэтому такому человеку не стоит работать хирургом в операционной. Эта профессия требует выдержки, стрессоустойчивости, умения долго концентрировать свое внимание на пациенте и выполняемой работе, ведь операция может длиться несколько часов», – пояснил кандидат психологических наук.
Для знакомства с профессиями Р. Хакимзянов посоветовал абитуриентам обращаться на сайты, где размещаются вакансии.
«Там представлено множество профессий и, самое главное – прописаны требования к кандидатам. Это позволит соотнести свои интересы, склонности и знания с тем, что требует работодатель», – уверен завкафедрой ИПО.
Иногда случается так, что после окончания учебного заведения выпускник понимает, что выбрал не ту специальность. И на этот вопрос у эксперта КФУ тоже есть ответ:
«Сейчас есть возможность поступить в магистратуру или пройти профессиональную переподготовку, – говорит психолог. – В Казанском университете, как и в целом по стране, хорошо развита система дополнительного профессионального образования».
Ранее юрист КФУ рассказала об изменениях в Трудовом кодексе Российской Федерации.