В преддверии нового учебного года доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Безопасность образовательной среды» Казанского федерального университета Ильдар Абитов дал советы родителям будущих первоклассников по адаптации ребенка к школе.
По словам Ильдара Абитова, психологи выделяют несколько компонентов готовности к школе: интеллектуальная, коммуникативная, личностная и др.
«Если ребенку шесть лет, и вы не решили окончательно, отдавать ли его в этом году в первый класс, то лучше обратиться к психологу и продиагностировать сформированность этих компонентов», – предостерег он.
Если же решение уже принято, то не нужно пугать ребенка школой, нагнетать тревогу по поводу изменений, которые произойдут в его жизни, считает Абитов.
«Важным аспектом перед походом в школу является внутренняя позиция школьника – гордость за то, что он идет в школу, желание учиться (а не только играть). Задача родителей в этой связи – подкрепить эту позицию, помочь ребенку в начале обучения привыкнуть к новым условиям, обрести уверенность в своих способностях», –рекомендовал он.
По мнению психолога-консультанта, в преддверии первого класса необходимо обратить особое внимание на переживания ребенка в связи с началом обучения.
«Если ребенок тревожится – стоит узнать, чем именно вызвана тревога, постараться успокоить ребенка. Важно объяснить, что в начале обучения не ставят отметок, и не нужно на них сосредотачивать свое внимание», – советует эксперт.
Кроме того, первокласснику важно объяснить, что в классе будут такие же дети. Вместе с тем, если раньше у будущего школьника возникали какие-либо проблемы в отношениях со сверстниками, то лучше провести их профилактику. Вероятно, они проявятся и в школе. В этой связи нужно дать понять, что учитель – это помощник ребенка в обучении, продолжил Абитов.
Подытоживая, собеседник подчеркнул важность подхода и настроя родителей ребенка. Он обязательно должен быть оптимистичным:
«Нужно помочь ребенку на первом этапе решать возникающие конфликты и поддерживать его в трудных ситуациях, а они скорее всего будут. Первое время стоит помогать выполнять задания, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но не делать за него домашнюю работу, а помогать в тех случаях, когда он не справляется (давать подсказки, рисовать схемы и т.д., не давать готовый ответ). Очень важно отношение к ошибкам. Нужно научить ребенка относиться к ошибкам, как к ориентирам, а не как к катастрофе, научить проверять свою работу и находить ошибки».