Открытый показ фильма «Пувырга» состоялся в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета. Картина удостоена приза фестиваля «Киношок» за лучший короткометражный фильм.
Модератором мероприятия выступил декан ВШЖиМК Леонид Толчинский. Презентацию фильма провел бывший журналист телеканала «Эфир» режиссер Влад Петров, также в мероприятии принял участие художник Ильгизар Хасанов.
«Показ неслучайно проводится в Казанском федеральном университете. Университет сыграл значимую роль в создании фильма (он снят при консультативном и техническом содействии Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций. – Прим. ред.). Самая главная задача – передать мою историю киноязыком, а не пересказывать словами, диалогами. Технически было сложно воплотить тот замысел, который изначально задумывался. Любой фильм не может быть сделан без техники, огромное спасибо Максиму Зарецкому, который выступил техническим продюсером, сделал цветокоррекцию кадров. Сейчас ведутся работы над полнометражной версией фильма», – предваряя показ, отметил режиссер Петров.
Первым шагом к созданию фильма стала повесть, далее – картина, написанная художником Ильгизаром Хасановым. Режиссеру было важно визуально «почувствовать» фильм, чтобы сформировать образ будущей работы. Картина его очень вдохновила. К слову, оценить работу художника можно в конце фильма, она появляется в последнем кадре.
Главный герой – мальчик – через предметы, зеркала, изображения на фотографиях, на экране телевизора видит и переживает историю своих родителей, казанских Ромео и Джульетты эпохи 70-х. Эта история и начинается с просмотра знаменитого фильма Дзеффирелли, который в российском прокате вышел в 1972 году.
В фильме, состоящем из новелл, нет диалогов, используется техника насыщения паузами. Основное действие происходит в одной из типичных квартир 70-х годов. Надо отметить, что съемочной группе удалось найти в Казани квартиру с аутентичным интерьером, с «говорящими» предметами домашнего обихода, скрипучим паркетом.
Зрители шоу-рума положительно оценили попытку режиссера отрефлексировать эпоху 70-х через призму истории жизни простого мальчишки, вынужденного быстро повзрослеть. Наблюдая за действием, возможно испытать весь спектр эмоций: радость, боль, грусть и другие.
Надо отметить, что съемки фильма осуществлялись на протяжении трех лет.
«Кино – это картинка в действии, оно нас кадрирует. Человек – это субъект глубинной психологии, тонкой. Какой предмет ты ни покажешь, этот предмет будет оказывать на вас влияние. Весь фильм наполнен артефактами, он рассказывает очень глубокую личную историю Влада Петрова. В мире лучшие фильмы построены на личных переживаниях. Если ты сумел все это выставить на экран, задел людей своими эмоциями, это круто», – считает художник Хасанов.
После показа студенты благодарили причастных к созданию киноленты аплодисментами, неподдельным интересом к истории создания фильма. Вопросы зрителей касались повторения демонстрации в фильме одних и тех же предметов, звучания одних и тех же песен, авторских прав на них. Один из студентов провел параллель между этой кинокартиной и работами режиссера и сценариста Андрея Тарковского, другой сравнил «Пувыргу» с произведениями Марселя Пруста.
М. Зарецкий отметил, что фильм снимался на «советскую оптику».
«Когда его корректировали, принципиально использовали цвета, которые были актуальны для пленки (то есть ограниченные по гамме), а не для "цифры". Влад принял очень много правильных творческих решений, которые сказались на атмосфере картины в первую очередь», – добавил технический продюсер.
Под занавес мероприятия прозвучал, пожалуй, главный вопрос: что такое «пувырга»?
«Удивительно, сколько раз я на него отвечал, столько же раз и теряюсь. Когда я был маленьким, катился на санках с большой горы, пребывая в восторге закричал: "Я качусь на пувырге". Можно сказать, что это скольжение во временном пространстве, попытка посмотреть на мир со всеми его традегиями и радостями детским неиспорченным взглядом», – объяснил Влад Петров.
К слову, одноименная повесть была опубликована в журнале «Крещатик».
Вскоре завершится монтаж полнометражной киноленты, уже оцененной самим Константином Хабенским.