19-20 октября в Москве состоялась Всероссийская конференция по обсуждению результатов проекта по модернизации педагогического образования. В конференции, помимо представителей вузов России, проектных команд вузов-исполнителей и соисполнителей, приняла участие министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
Об итогах трехлетней работы ученых КФУ в проекте на конференцию приехали рассказать директор Института психологии и образования А.Калимуллин, директор Елабужского института КФУ Е.Мерзон, замдиректора по международной деятельности ИПО КФУ Р.Валеева, зав.кафедрой педагогики Елабужского института КФУ В.Виноградов, доценты ИПО Е.Асафова, И.Голованова, Р.Сахиева, С.Чиркина, Г.Парфилова, Н.Калацкая.
Напомним, что комплексный план по модернизации педобразования был разработан Минобрнауки России. Основной целью модернизации является приведение программ подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта педагога.
За три года команды вузов продемонстрировали невероятную креативность и способность к собственному профессиональному самовыражению. Результатом проекта стали разработанные и апробированные 42 новые образовательные программы, обучение по которым уже прошли 12 тысяч студентов. Появились 30 онлайн-курсов для учителей, был апробирован модульный принцип обучения будущих педагогов.
Среди 65 вузов-участников проекта ключевую роль сыграл Казанский федеральный университет: за три года реализации программы (в 2014-2015 и 2015-2016 годах) сотрудниками Института психологии и образования КФУ были разработаны 4 проекта из 32.
О внедрении компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования рассказала участникам конференции замдиректора по международной деятельности Института психологии и образования КФУ, завкафедрой педагогики Роза Валеева. Она представила присутствующим доклад «Проектирование содержания ОПОП по уровню образования бакалавриат, магистратура и аспирантура в условиях школьно-университетского партнерства».
Результаты работы ученых Института психологии и образования не оставили членов экспертной комиссии равнодушными, ведь они касались не только раскрытия опыта участия КФУ в комплексном проекте по модернизации педагогического образования в течение 3 лет, но и опыта подготовки педагогов в системе непрерывного педагогического образования в Казанском университете в целом.
Учеными ИПО КФУ было организовано сетевое взаимодействие с вузами-партнерами из 23 субъектов РФ; проведена подготовка внедрения онлайн-лекций для студентов всех участников сетевого взаимодействия.
На основании разработанных в Институте психологии и образования программ удалось разработать систему непрерывной психолого-педагогической практики, связанной с содержанием каждого модуля, осуществить переход от планирования деятельности преподавателя к планированию деятельности студента, определить формы предъявления студентом образовательного результата в каждом модуле, по каждой дисциплине и на практике.
В апробации программ приняли участие 278 студентов бакалавриата, 66 студентов магистратуры и 34 аспиранта вузов-участников апробации.
На сегодняшний день доработанный проект основных профессиональных образовательных программ отправлен федеральному учебно-методическому учреждению (ФУМУ) для допуска к реализации во всех вузах, реализующих педагогическое образование и готовящих учителей для основного общего образования. Кроме того, завершилось общественное обсуждение нового уровня профессионального стандарта педагога, приняты "дорожные карты" по формированию и внедрению национальной системы учительского роста.
По словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, реализация проекта по всем этапам прошла на хорошем уровне.
«Сложилось экспертное сообщество, сформировалась целая сеть вузов, сетевое взаимодействие которых позволяет выходить на максимальную эффективность реализации проекта», ‒ отметила она, предположив, что на следующем этапе должны появиться ресурсные центры, которые на уровне каждого федерального округа обеспечат необходимую модернизацию в системе педагогического образования. В первых числах значится и Казанский университет.