4 ноября отмечается День народного единства. Заведующий кафедрой исторического и обществоведческого образования Института международных отношений Казанского федерального университета Раиль Фахрутдинов рассказал об исторической подоплеке этого праздника и его значении в современных условиях.
Говоря об исторической подоплеке праздника, Раиль Фахрутдинов в беседе с Центром медиакоммуникаций КФУ отметил, что праздник тесно связан с Казанской иконой Божией Матери. Еще во времена царя Алексея Михайловича, после окончания Смутного времени, день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником. Он попадал на 22 октября (4 ноября по новому стилю).
Когда же 4 ноября 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом брало Китай-город, воины шли с Казанской иконой Божией Матери. С тех пор у православных считается, что эта икона спасла Россию от поляков.
Раиль Фахрутдинов обратил внимание, что в ополчениях 1612 года участвовали люди различных национальностей.
«Русское общество тогда не было этнически едино. И само ополчение в этническом плане было очень разношерстным. И объединение шло не сверху, а с низов», – уточнил он.
К слову, каков был вклад казанских татар в ополчение, сведений нет. Вместе с тем, по словам собеседника, в составе нижегородского ополчения было много служилых нижегородских татар. Были среди того ополчения и представители мещеры.
При этом немало касимовских татар было в лагере Лжедмитрия II. Однако именно представители касимовских татар и убили Лжедмитрия II силами начальника его охраны за указание убить касимовского хана.
Время Смуты собеседник назвал драматическим временем для России, серьезным испытанием, когда речь шла о возможной потере независимости.
«Для средневекового человека монархическая власть была еще и сакральной. То, что прервалась династия Рюриковичей, имело сакральное значение. И Смута носила драматичный характер», – отметил профессор КФУ.
Раиль Фахрутдинов также обратил внимание, что многие связывают победу над поляками только с именами Минина и Пожарского. При этом незаслуженно забыто имя Ивана Заруцкого – одного из виднейших предводителей казачества в эпоху Смуты, который тоже сыграл значительную роль в разгроме поляков.
«Не все участники освобождения Москвы получили в истории достойную память. Атаман донских казаков Заруцкий принимал самое активное участие в разгроме польского гарнизона. Однако позднее казаки под его предводительством подняли бунт, и его имя осталось в истории не таким, каким было должно», – убежден он.
Раиль Фахрутдинов убежден, что сила нашего общества – в единстве.
«Россия – огромная страна, в которой проживают представители многих национальностей. Если единства не будет – ничего хорошего не получится. Надо постоянно говорить о единстве», – подчеркнул доктор исторических наук.
Многонациональное государство – с одной стороны богатство культур и языков. Но при этом с другой – риски возникновения конфликтов на религиозной, межнациональной почве, убежден он.
«Задача государства и гражданского общества – делать все, чтобы максимально преумножать многообразие и минимизировать риски возникновения конфликтов. Тогда и единство будет», – резюмировал Раиль Фахрутдинов.