Вот уже в восьмой раз Елабужский институт собирает на своей площадке лучших ученых и педагогов для обмена опытом по созданию единого образовательного пространства, включающего в себя все уровни образования: от дошкольного до высшего.
Лозунг фестиваля, который звучит как «Будущее образования – образование будущего», выбран не случайно и полностью отражает настрой участников фестиваля, стартовавшего сегодня, 7 августа.
Стоит отметить, что гостям была предоставлена возможность познакомиться с Казанским федеральным университетом, а также теми направлениями, которые развиваются в КФУ в рамках профильного педагогического образования.
Еще до начала торжественного открытия фестиваля почетные гости во главе с ректором КФУ Ильшатом Рафкатовичем Гафуровым вручили будущим первоклассникам их первые школьные портфели. Акция «Помоги собраться в школу» уже стала доброй традицией, каковых немало в системе образования. Бытует мнение, что именно приверженность данной отрасли традиций бережет систему от проблем, и эта же черта не дает быстро меняться. Потому лишь немногие подходы, разработанные учеными для развития образования, внедряются в практику. Вместе с тем, быстрая реакция воспитанников школ на внешние изменения является одной из целей образовательного процесса.
Открывая пленарное заседание, ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров неоднократно обращал внимание собравшихся на важность образования и процесса подготовки учителей, способных быстро реагировать на потребности общества и развивать эту же черту в своих учениках. Кроме того, ректор поблагодарил всех, кто нашел возможность принять участие в фестивале, и рассказал, как Казанский университет добивается результатов.
«Сегодня мы выстраиваем специальные площадки для трансфера технологий, среди которых и крупные предприятия, и малые предприятия, и собственные опытные производства, и наши лицеи, на площадке которых мы не только готовим будущих абитуриентов, но и отрабатываем наши собственные разработки. У нас выстроено две модели подготовки учителей. Одна – классическая – реализуется здесь, в Елабуге, другая – распределённая – в Казани. Такая сложная система дает возможность быстро реагировать на изменения и готовить первоклассных учителей», - отметил в своем выступлении Ильшат Рафкатович.
Также ректор КФУ зачитал приветствие Министра образования и науки РФ Ольги Юрьевны Васильевой, которая отметила, что огромное значение имеют форумы, подобные проводимому в Елабуге Фестивалю школьных учителей. В Казанском университете ежегодно проходит два крупных педагогических события: международный педагогический форум и фестиваль школьных учителей.
Сегодня в Казанском университете сформирована самая полная инфраструктура педагогического образования - от лицеев для одаренных детей до Центра повышения квалификации учителей. Здесь реализуются программы педагогического образования всех уровней, сосредоточено наибольшее количество магистерских программ в Приволжском федеральном округе. И неслучайно именно в Казанском университете был создан один из шести региональных научных центров Российской академии образования. Возросший интерес к опыту Казанского университета в подготовке педагогических кадров позволил ученым КФУ повысить публикационную активность в международных журналах. Так, за 2016 год педагоги КФУ опубликовали более 300 научных статей в журналах, входящих в базы данных Web of Science и Scopus, а также существенно продвинулись в рейтингах в предметной области Education. Сегодня университет занимает позицию 251-300 в мире, в Европе и вовсе входит в сотню, а в России уверенно стоит на третьем месте.
Не обошли вниманием на пленарном заседании и вопросы государственной поддержки образования. Подробно об этом говорил почетный гость мероприятия, Председатель Госсовета РТ Фарид Хайруллович Мухаметшин.
«Я благодарен Ильшату Рафкатовичу (к слову, Благодарственное письмо было вручено ректору здесь же, на сцене, – прим. автора) за вклад, который делает КФУ в развитие системы образования, и за то, что Елабужский педагогический институт, войдя в состав КФУ, сохранил свои традиции, в числе которых - этот форум. Цели и задачи у всех одинаковые - подготовить детей к жизни. Несмотря на огромное количество отчетов, нормативов и программ, здесь много места остается для творчества, для его величества педагога. Мы с нашим Президентом стараемся вернуть то уважение к работе учителей, которое всегда было в стране. И дело здесь не только в заработной плате, хотя она тоже будет расти», - рассказал Фарид Хайруллович Мухаметшин.
В то же время, Председатель Госсовета Татарстана выразил свои сомнения относительно внесения изменений в образовательные программы: по его мнению, этих изменений должно быть как можно меньше. Успешнее всего, по мнению Фарида Хайруловича, работает именно стабильная система.
Отдельно в рамках форума свое видение развития системы образования высказал министр образования и науки РТ Энгель Навапович Фаттахов. В своем выступлении он призвал увеличить количество таких форумов в республике, отметил ведущую роль Казанского университета в развитии системы образования и порекомендовал Набережночелниескому педагогическому университету наращивать темпы.
«В стенах Казанского университета мы готовим элиту педагогических кадров. За отличную учебу им выплачивается стипендия 15000 рублей», - заявил Министр образования и науки РТ.
Эти студенты после окончания учебы должны вернуться в районы, направившие их на обучение: в этом и состоит суть грантовой программы.
В качестве формата для проведения пленарного заседания международного форума была выбрана панельная дискуссия. Модератором выступила директор Елабужского института КФУ Елена Ефимовна Мерзон. Она же и задала темп беседы, начав разговор с итогов приемной кампании, а именно с сокращения государственного заказа на подготовку учителей. Ответить смог Ильдар Ирекович Гильмутдиов, депутат Государственной Думы РФ, подчеркнув, что доля педагогических направлений подготовки ежегодно возрастает. Другой вопрос, что цифры небольшие, и с этим действительно надо что-то делать, отметил он.
В ходе обсуждения был поставлен вопрос и о подготовке учителей для национальных школ. Как отметил Ильшат Рафкатович, эта работа успешно ведется в КФУ, однако решение о том, какое количество учителей со знанием национального языка необходимо, принимается на уровне региона. Поэтому при наличии заказа от Министерства образования и науки университет сможет подготовить еще больше учителей для национальных школ.
Форум продлится еще два дня, и в рамках работы секций участников ожидают десятки интересных тем для обсуждения. Подробнее о ходе работы фестиваля можно узнать на страничке Елабужского института КФУ.