Российский фонд фундаментальных исследований подвел итоги конкурса ориентированных фундаментальных научных исследований по актуальным междисциплинарным темам 2017 года (конкурс «офи_м») по теме 26-709 «Комплексные исследования культуры и языка как основы формирования российского общества».
Всего на конкурс поступило 160 заявок. По результатам экспертизы поддержано 37 проектов, среди которых проекты президента Российской академии образования, президента Российского общества преподавателей русского языка и литературы и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Л.А. Вербицкой, директора Института лингвистических исследований РАН, члена-корреспондента РАН Е.В. Головко, академика РАН В.А. Плунгяна, вице-президента РАО, президента Российского психологического общества, декана факультета психологии МГУ Ю.П. Зинченко и др.
Три из 37 подержанных проектов, рассчитанных на три года, разработаны сотрудниками Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета. Среди них – заместитель директора по международной деятельности, заведующий Казанским международным лингвистическим центром Г.В. Садыкова (проект «Модель развития русской речи и социокультурных компетенций детей 3-8 лет, проживающих в полилингвальных регионах Российской Федерации и за рубежом, посредством цифровых обучающих объектов»), заведующий кафедрой русского языка и прикладной лингвистики, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Клиническая лингвистика» Е.А. Горобец (проект «Развитие высших корковых функций у детей с эпилепсией: оценка речевого статуса в динамике на фоне противоэпилептической терапии), научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Квантитативная лингвистика» В.В. Бочкарев (проект «Квантитативные модели диахронических изменений и синхронной вариативности в русском языке и лингвистические базы данных, основанные на сверхбольших корпусах»).
Проект «Модель развития русской речи и социокультурных компетенций детей 3-8 лет, проживающих в полилингвальных регионах Российской Федерации и за рубежом, посредством цифровых обучающих объектов» направлен на решение комплекса фундаментальных научных проблем, связанных с построением и интеграцией эффективной модели билингвального и полилингвального обучения детей 3-8 лет, проживающих в преимущественно нерусской среде. В рамках проекта будут исследованы такие актуальные проблемы, как:
- феномен би- и мультилингвизма среди детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- развитие навыков русской речи и социокультурных компетенций у детей, проживающих в преимущественно нерусской среде в полилингвальных регионах Российской Федерации и за рубежом;
- методики и приемы обучения русскому языку и культуре детей языковых меньшинств, в том числе детей мигрантов, проживающих на территории Российской Федерации;
- технологии обучения «цифровых аборигенов», то есть детей, для которых язык компьютерных и мобильных средств коммуникации и обучения является родным;
- дизайн и внедрение научно обоснованных цифровых обучающих объектов в систему дошкольного и младшего школьного образования.
Проектная группа состоит из 5 преподавателей ИФМК и 1 студентки программы магистратуры «Мультилингвальные технологии раннего развития детей». Первые результаты исследования будут представлены на международной конференции AERA (American Educational Research Association) в Нью-Йорке в апреле этого года. В проекте также задействованы американские коллеги из Государственного университета штата Нью-Йорк.
Целью проекта «Развитие высших корковых функций у детей с эпилепсией: оценка речевого статуса в динамике на фоне противоэпилептической терапии» (НИЛ «Клиническая лингвистика») является исследование развития речи и иных когнитивных функций у детей с разными формами эпилепсии на фоне противоэпилептической терапии с использованием совокупности методов исследования психических процессов. Количество детей с речевыми расстройствами и задержкой развития когнитивных функций в мире стабильно увеличивается. Особую группу детей с нарушениями подобного рода составляют дети с эпилепсией.
Специфична нейропсихологическая и нейролингвистическая диагностика детей с эпилепсией. Существующие методики оценки развития высших психических функций занимают много времени и требуют дополнительных навыков, тогда как в случае наличия эпилепсии терапия должна быть назначена незамедлительно и неврологу приходится самому быстро проводить диагностику. Таким образом, необходим чувствительный к изменениям и валидный с нейропсихологической и лингвистической точки зрения инструментарий экспресс-оценки нейропсихологического и речевого статуса с возможностью количественного обсчета результатов, который был бы ранжирован по возрастам от четырех до восемнадцати лет, мог бы использоваться врачами-неврологами до начала проведения терапии и в дальнейшем применяться для оценки изменений на фоне проводимой терапии.
Полученные в результате реализации проекта данные позволят наладить систему помощи детям с эпилепсией, имеющим речевые проблемы, что имеет высокое социальное значение и является серьезным вкладом в укрепление здоровья населения, в развитие персонифицированной медицины и в изучение когнитивных и нейропсихологических механизмов языка и речи.
Результаты будут востребованы в ежедневной практике детских врачей-неврологов, эпилептологов, специалистов по видео ЭЭГ-мониторингу, нейропсихологов, нейролингвистов, дефектологов, психологов; создателями и разработчиками психометрического инструментария оценки различных параметров человеческой деятельности.
Проект «Квантитативные модели диахронических изменений и синхронной вариативности в русском языке и лингвистические базы данных, основанные на сверхбольших корпусах» (НИЛ «Квантитативная лингвистика») направлен на использование корпусных данных вкупе с методами математической статистики, что является современным трендом в лингвистике. Это позволяет создавать описания языка, основанные на реальных употреблениях и свободные от интроспекции исследователя и господствующих лингвистических теорий. Для русского языка основным инструментом корпусных исследований является Национальный корпус русского языка (НКРЯ), содержащий более 600 млн. слов. Акцент в проекте делается на использовании корпуса Google Books Ngram, содержащего более 67 млрд. слов и других сверхбольших (миллиарды и десятки миллиардов слов) корпусов русского языка. Это позволит обеспечить статистически более надежные данные, что особенно важно для низкочастотных слов. Целью исследований является проверка и уточнение результатов, полученных ранее на НКРЯ, а также развитие совершенно новых моделей вариативности и диахронических изменений, не предлагавшихся в предшествующих работах.
Будут исследованы почти все, кроме фонетики, основные уровни языка: лексика, морфология, синтаксис. Для статистической обработки данных будут использованы наиболее современные методы, развитые в статистической физике и нашедшие применение в лингвистике (такие как авторегрессионные модели временных рядов, нейронные сети и «глубокое обучение», марковские модели, метод главных компонент, информационные метрики, методы теории сложных сетей и др.).
Все созданные электронные ресурсы будут размещены на сайте проекта в свободном доступе.