5–6 февраля в Казанском федеральном университете прошла серия научно-методических семинаров для молодых преподавателей Института вычислительной математики и информационных технологий и Института психологии и образования по развитию потенциала в образовательной и научной сфере. Мероприятия реализованы в рамках программы «Приоритет–2030».
Первая встреча прошла 5 февраля в Институте психологии и образования. Старт серии семинаров дали проректор КФУ по административной работе – руководитель аппарата Сергей Прохоров и начальник Управления кадров Артур Галимов, которые обсудили актуальные проблемы и предложения по развитию программы поддержки.
Вопрос привлечения, адаптации и развития молодых научно-педагогических кадров в высшей школе неслучайно стал темой обсуждения. Одним из основных, а может быть на сегодняшний день и основным фактором, определяющим престиж и конкурентные преимущества любого вуза, является его кадровый потенциал.
«Можно вложить много средств, сил и энергии, для того чтобы схантить к себе состоявшихся специалистов, возможно даже с большим именем, но важно понимать, что воспроизводство и наращивание кадрового потенциала без привлечения молодежи к научно-педагогической деятельности для ее дальнейшего закрепления в вузе невозможно», – подчеркнул А. Галимов.
Кроме этого, сотрудники ИПО представили доклады на тему инновационных практик в преподавании и психологические аспекты образовательного процесса в вузе.
6 февраля обучение сотрудников прошло на площадке Института вычислительной математики и информационных технологий. Молодых преподавателей поприветствовал заместитель директора по научной деятельности ИВМиИТ Дмитрий Тумаков.
«Мы, педагоги, достаточно интенсивно используем в своей работе IT-технологии. Многие задания мы даем студентам дистанционно, так как это очень удобно. Я считаю, что и будущие преподаватели должны уметь пользоваться компьютерными технологиями. Однако здесь всегда стоит помнить об информационной безопасности», – отметил Тумаков.
Одним из докладчиков мероприятия стал профессор кафедры системного анализа и информационных технологий ИВМиИТ Шамиль Ишмухаметов. Его выступление было посвящено современным методам информационной безопасности в образовательной среде. По мнению профессора, под влияние мошенников попадают чаще всего преподаватели старшего поколения, так как они мало информированы о цифровой безопасности.
«Проблемы, связанные с персональными данными и безопасностью, появляются и в работе вузов. Для университетов важно сохранять базу данных своих студентов, ведь злоумышленники могут не только завладеть информацией, но и внести изменения в онлайн-зачетные книжки», – рассказал Ишмухаметов.
Он также отметил, что вскрытые базы данных могут привести к навязыванию ложной информации. Профессор призывает с осторожностью отвечать на незнакомые номера и в случае подозрения сразу же блокировать абонента.
Про искусственный интеллект в учебном процессе и гуманитарных науках рассказал заведующий кафедрой информационных систем ИВМиИТ Фаиль Гафаров.
«Искусственный интеллект – это свойство интеллектуальных систем, которые выполняют творческие функции, традиционно присущие человеку», – объяснил Гафаров.
Гафаров также добавил, что самым популярным форматом искусственного интеллекта у студентов является нейросеть GPT. С помощью нее обучающиеся генерируют текстовую и графическую информацию.
Напомним, что ранее директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ Михаил Абрамский рассказал о плюсах и минусах Generative Pre-trained Transformer.