В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета прошла Всероссийская научно-образовательная конференция с международным участием «Медиа и власть: власть медиа?».
Конференция проводилась в рамках цикла мероприятий, посвященных 20-летию кафедры связей с общественностью и прикладной политологии Казанского федерального университета.
Модератором мероприятия выступил декан ВШЖиМК Леонид Толчинский. Он зачитал приветствие исполнительного директора Общероссийской общественной организации «Российское общество политологов» Игоря Кузнецова.
В открытии конференции принял участие руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев, заведующая кафедрой связей с общественностью и прикладной политологии Галина Морозова и другие.
«Вы входите в медиасферу в очень интересное время. Власть думает, каким образом выстраивать взаимодействие с населением, и каким образом она должна реагировать на информационные потребности населения. Мы проводим исследования на эту тему. В последние годы изменения экономической модели вызывали большую растерянность. Модели самих СМИ сильно изменились, равно как и привязанность к учредителю. Каким инструментом государство должно пользоваться? Не услышать то, что ожидало население, – большая опасность. Запрос на качественную журналистику остается – это хорошая новость», – подчеркнул А. Салимгараев.
Обращаясь к присутствующим в зале студентам, спикер пожелал им «иметь широкий кругозор, не переставать учиться».
Тема пленарного заседания звучала следующим образом «Актуальные вопросы развития медиапространства РФ». Был заслушан доклад двух авторов – доцентов кафедры связей с общественностью и прикладной политологии Дмитрия Мюллера и Валентина Лаптева на тему «Основные тенденции медиапотребления в молодежной студенческой среде».
«Молодежь сейчас цифровая. Вопрос, как с этой молодежью общаться, на какие темы, и чего она хочет? По результатам опроса ВЦИОМ, в России сложилась гибридная модель медиапотребления. В чем ее суть и смысл? В возрастной группе от 18 до 25 лет число активных потребителей телевидения составляет 0 процентов, в следующей возрастной группе – от 25 до 34 лет – появляется 1 процент тех, кто смотрит телевидение», – озвучил данные опроса В. Лаптев.
По его словам, на протяжении последнего года мы наблюдаем резкое увеличение числа пользователей телеграм-каналов. К концу прошлого года этот показатель составил 29 процентов. Что касается качества информации, то в конце «рейтинга» молодежи расположились традиционные СМИ. В числе аргументов – необъективность при освещении текущих событий. Также молодежь сетует на отсутствие мобильности и неинтересное содержание.
Профессор кафедры медиакоммуникаций Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина Сергей Гришин искал ответы на вопрос «Медиа и миссии университетов: власть медиа?».
«Персональный и публичный сторителлинг – ключи доступа к информационной вселенной» – тема выступления профессора кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Юлии Андреевой.
По ее словам, информационная вселенная – это когда 2 млрд землян, миллионы предприятий работают в сети, когда миллиарды устройств пересылают данные.
Ю. Андреева пояснила, что под сторителлингом необходимо понимать сказительство, когда общество демонстрирует свою включенность в опыт, интерпретирует события, «изменяет» их личным детектором эстетики и этики. В рамках сторителлинга происходит управление полем, уточняется эмоциональная оценка, далее следует резюме опыта и инсайт – установка-идеологема.
«Через этот инструмент происходит передача очень сложной и глубокой информации. Личная история очень часто влияет на массовую, – считает она. – Сегодня перед журналистами, пиарщиками стоит задача – не утонуть. Научиться интерпретировать информацию, собрать нужную, просеять ее, консолидировать и пропустить через себя, о чем-то рассказать другому, но так, чтобы это было полезно и конструктивно».
Говоря о сторителлинге, профессор Андреева упомянула прозаика и публициста Хорхе Борхеса. В 1972 году он опубликовал сборник своих произведений «Золото тигров». В книгу вошло короткое и лаконичное эссе под названием «Четыре цикла», содержащее идею писателя о том, что на протяжении всей истории мировая литература строилась только на четырех базовых сюжетах: осада города, возвращение домой или путешествие заблудшей души, поиск, жертвоприношение богоподобного существа. Эти сюжеты, по мнению спикера, составляют и личный сторителлинг.
В ходе конференции состоялась презентация научных трудов кафедры связей с общественностью и прикладной политологии КФУ. Награждение студентов кафедры связей с общественностью и прикладной политологии за активную научную деятельность.
Мероприятие продолжилось сессионными заседаниями. Среди тем – «Политическая коммуникация в современном медиапространстве», «Медиапространство современной России», «Социальные медиа: проблемы, противоречия, решения», «Медиаобразование: состояние и перспективы развития». Далее была запланирована молодежная сессия.