На днях в Институте психологии и образования КФУ состоялась необычная встреча - будущих педагогов с будущими режиссерами. Студенты и преподаватели ИПО КФУ смогли обменяться опытом с представителями известного на всю страну Государственного института театрального искусства и обсудить, как учитель может и, главное, должен использовать в преподавании навыки актёрского и режиссёрского мастерства.
Идейным вдохновителем и организатором этой встречи стала профессор кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования КФУ Гузалия Фахрутдинова. Она преподаёт педагогику для студентов бакалавриата и магистратуры различных факультетов и институтов КФУ. Её занятия отличает использование творческого подхода к преподаванию, использование активных и интерактивных методик преподавания, новаторских методов, позволяющих в процессе активной деятельности освоить необходимые для будущих педагогов профессиональные навыки.
«Каждый хороший педагог должен быть ярким, интересным, как личность, активным и готовым быстро ориентироваться в изменяющихся условиях человеком. Он должен уметь своими действиями и манерой ведения урока "заразить" любовью к своему предмету. А это возможно только тогда, когда учитель сам влюблён в свой предмет, обладает какой-то определённой внутренней "искоркой" и использует творческий подход к любой педагогической задаче. Когда такой учитель входит в класс, на лицах учеников сразу же появляется улыбка, они буквально ловят каждое слово такого учителя. Его личный пример становится примером для учеников. Но для этого требуется очень серьёзная внутренняя работа над собой – учитель должен быть немного актёром, немного режиссёром, немного писателем, немного художником и даже немного поэтом. В общем, он должен уметь творчески подходить к педагогическим задачам и стремиться развивать такой же подход и у своих учеников», – рассказывает Гузалия Фахрутдинова.
Одна из спикеров встречи, Ксения Латышова – магистрант второго курса обучения педагогического направления ИПО КФУ, ныне учитель педагогического колледжа г.Казани, а в прошлом педагог сферы дошкольного образования, добавила, что в работе с детьми, особенно в дошкольном воспитании, важен именно творческий подход и знание навыков актёрского и режиссёрского мастерства.
«Для детей очень важно, как воспитатель читает им сказки, с какой интонацией. Организация игр и программа подготовки постановочных театральных представлений, в которых дети играют иногда более естественно, чем многие взрослые, тоже требуют определённых навыков у педагога», – подчёркивает она.
В своём выступлении Ксения Латышова наглядно продемонстрировала, насколько важны эти навыки при подготовке и проведении занятий. Среди слушателей, к слову, были не только студенты ИПО КФУ, но и группа студентов из Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, изучающих курс «театрализация музейно-выставочной деятельности».
Слушатели смогли и сами попробовать выполнить несколько упражнений на артистизм и развитие актерского мастерства вслед за студенткой ГИТИСа (заочное отделение) и, параллельно, Юридического факультета КФУ по направлению «преподаватель права и английского языка» Камиллой Алескеровой. Она показала, как можно контролировать и изменять своё физическое состояние при помощи активного и живого воображения, как можно привести своё тело в состояние повышенного тонуса благодаря нехитрым физическим упражнениям.
Как отметила Гузалия Фахрутдинова, все присутствовавшие на мастер-классе студенты обладают теми или иными способностями к творчеству. Но самое главное - они хотят научиться применять их в своей педагогической деятельности.
«Главное не только обнаружить талант, но и постараться стимулировать его развитие. И в этом тоже заключается задача педагога, – подчёркивает профессор Фахрутдинова, - Я считаю, что со студентами надо разговаривать, с ними надо творчески работать – заражать их любовью к творчеству в их будущей работе. Мы с ними провели уже большое количество театральных мероприятий, различных постановок. Например, В нашей творческой практике были ролевые игры - например, судебный процесс по делу Шигабутдина Марджани, или театрализованное представление "Школа Эпох", которое развернулось в фантастическое путешествие со времен античности, вплоть до неизвестного и фантастического будущего. Когда я работала со студентами-хореографами, мы в рамках изучения истории педагогики решили показать педагогику языком танца. Это было удивительное танцевальное шоу – мы показали воспитание джентльмена через танец, показали традиционную, мусульманскую школу в педагогике. Могу сказать, что студенты, готовя это танцевальное шоу, влюблялись в содержание и с удовольствием изучали историю педагогики через представленные в ней школы. Мы искали костюмы, шили их сами, создавали декорации. – Через такие интерактивные творческие практики, по-моему, получается очень хороший результат как для личностного развития, так и для профессионального развития будущих педагогов».
К слову, специально для обучения курсам актёрского и ораторского мастерства в недавно открывшемся центре педагогической магистратуры Института психологии и образования КФУ были организованы приспособленные для этих целей аудитории. Напомним, что магистратура нового типа начала свою работу в рамках развития САЕ «Учитель 21 века».