Руководитель комиссии по проведению мониторинговых и социологических исследований Казанского федерального университета, заместитель директора по научной деятельности, профессор кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Мария Ефлова ознакомила с данными соцопросов, проведенных в 2023 году.
«Ежегодно в режиме мониторинга мы проводим опрос "Социальный портрет студента КФУ", в котором участвуют 6–8 тысяч человек. Его цель – выявление потребностей студентов в процессе образования, а также тенденций отношения студентов к университету, собственной карьере, здоровью и некоторым другим ценностям», – сообщила М. Ефлова.
Проведенный весной этого года опрос показал, отметила профессор КФУ, что тенденции последних пяти–семи лет сохраняются.
«Так, например, мы выяснили, что снова поступили бы в КФУ, на ту же специальность, 45–55 процентов студентов», – сообщила Мария Ефлова.
Как и в предыдущие годы, социологами были определены три главные причины выбора Казанского федерального абитуриентами.
«Среди основных причин – желание получить определенную специальность, престиж КФУ и симпатия к Казани. Наш город многие абитуриенты считают красивым и безопасным», – проинформировала руководитель комиссии.
Опрос показал также, что 40–45 процентов студентов Казанского университета свободное время посвящают творчеству, а 25–30 процентов – спорту.
«В топ–3 ценностей студентов КФУ входят: материальное благополучие (эта ценность важна для 91 процента опрошенных), здоровье (90 процентов студентов называют его в качестве значимой для них ценности) и творческая работа (ее отмечают 89 процентов студентов). Хочу заметить, что в топ–3 ценностей здоровье вошло после пандемии COVID-19», – подчеркнула М. Ефлова.
Как рассказала Мария Юрьевна, социологи КФУ в этом году принимали участие во всероссийских исследованиях, одно из последних – «Студенты России: гражданская культура и жизненные стратегии». Над ним представители КФУ работали вместе с сотрудниками Центра политологии Института социально-политических исследований Федерального научного-исследовательского социологического центра Российской академии наук. Было опрошено 6757 респондентов, в том числе жители Республики Татарстан.
«В частности, нам удалось выяснить, – говорит М. Ефлова, – что наиболее выраженная среди студенческой молодежи идентичность – это "россиянин" и "житель своего города". Идеями, которые могли бы объединить наше общество, по мнению студенческой молодежи, являются следующие: идея "правового государства, равенства всех граждан перед законом" (так считают 36 процентов опрошенных), идея "единения народов России в целях возрождения страны как великой державы" и идея "социально справедливого государства, обеспечения благополучия граждан" (обеим отдали предпочтение 32 процента респондентов), а также идея "объединения народов для решения глобальных проблем" (ее отметил 31 процент молодых людей)», – поделилась данными исследований доктор социологических наук.
Она также отметила, что социологами Казанского университета реализуются и самостоятельные исследовательские проекты всероссийского уровня.
«В рамках государственного задания мы работали над проектом «Цифровая социализация и цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии». Было опрошено 2206 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Это репрезентативное исследование показало, что 97 процентов студентов оценивают свой уровень цифровой компетенции как средний или высокий. Чаще всего молодежь использует интернет для общения (это признают 76 процентов респондентов), для самообразования, расширения кругозора, чтения новостей (так сказали 63 процента опрошенных) и образования (об этом заявил 61 процент представителей молодежного сообщества)», – сообщила Мария Ефлова.
Согласно данным этого исследования, для 91 процента молодежи источниками информации о значимых событиях общества и страны являются социальные сети. Чаще всего в интернете молодые люди ищут информацию об отдыхе и развлечениях (признались 53 процента опрошенных пользователей), массовой культуре (кино, сериалах, музыке, литературе) – об этом заявили 52 процента респондентов, а также о хобби и увлечениях (47 процентов опрошенных).
Наиболее используемыми цифровыми сервисами у молодежи сейчас являются маркетплейсы (их регулярно посещают 88,5 процента респондентов), видеоконференции (они актуальны для 76,6 процента опрошенных), облачные сервисы хранения файлов (они востребованы у 74,9 процента молодых людей), а также сервисы доставки продуктов и готовой еды (этой услугой пользуются 73,3 процента людей в возрасте от 18 до 35 лет).
Комиссия по проведению мониторинговых социологических исследований Казанского федерального университета оценила социальное самочувствие студентов и профессорско-преподавательского состава вуза.